КАЗНАЧЕЙСКИЙ БЛОКЧЕЙН или ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА?

Как правило, блокчейн представляется наиболее значимой характеристикой цифровой экономики (ЦЭ). А есть ли какой-то особенный, казначейский блокчейн, который не относится к цифровой экономике? Казначейский блокчейн может быть, и краткое описание его проекта содержится в данном материале. Блокчейн это цифровая технология, но как она соотносится с самой ЦЭ - сложно ответить, поскольку нет точного определения, что она сама из себя представляет. Тем не менее, ЦЭ это уже неосуждаемый мейнстрим развития, что и отразилось в высказывании Путина на прямой линии 7 июня 2018 года: «без цифровой экономики … у страны нет будущего».

Но президент прежде всего политик, а экономическая наука должна оперировать, скажем так, более чёткими определениями. Здесь же само название «цифровая экономика» сомнительно, поскольку сразу возникает вопрос – что она меняет в отношениях по поводу производства, обмена, распределения и потребления создаваемых благ? Скажем так – ничего, что с цифровизацией, что без неё как были отношения эксплуатации при капитализме, такими же они и остаются. Поэтому для определения производства и использования гаджетов и цифровых технологий больше бы подошло название экономика цифровизации по аналогии с экономикой машиностроения, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, и т.п., то есть отраслевых экономик. Поэтому, пожалуй, более прав представитель физико-математических наук Малинецкий: «Никакой специальной цифровой экономики не существует в жизни. Вся экономика и так всегда была цифровой, в том смысле, что в ней всегда считали - без счёта прожить как-то не удавалось.».

Но, возможно, термин «цифровая экономика» устоялся потому, что всеобщая цифровизация экономики даёт высокую и сверхвысокую эффективность? Нет. При подготовке к написанию данной статьи были изучены материалы по ЦЭ, опубликованные за последние 2 года, но не встретилась ни одной работы, в которой было бы показано, насколько увеличится производство товаров и услуг, вырастет заработная плата, станет меньше безработных, будет рост инвестиций и благосостояния граждан, и т.д.. Более того, стратегическое направление, которое оформилось как мобильная связь, широкополостный интернет, роботизация и аналогичные сферы применения оставляет нетронутой ту область, где цифровизация нужнее всего – денежное обращение. Деньги - кровь экономики, и их движение, которое всегда связано с титулами собственности, одновременно представляет собой и то, что называют «Большими данными» (Big_Data). Но эти данные разрознены, собираются в разных структурных элементах экономики, от кошелька гражданина до бюджета страны и потому согласовать, например, интересы и методы расчётов и платежей владельцев более 900 частных банков и 5 тысяч микрофинансовых организаций, страховых компаний, операторов платёжных систем, да ещё с государственными органами регистрации и контроля невозможно не только юридически, но и технически.

Однако, выход есть - объединить выполнение во всём многообразии форм и методов действий с титулами собственности и расчётами в одной организационной структуре, не требующей такого согласования, что и позволит использовать технологию блокчейна: связать воедино движение денег с титулами собственности так, чтобы было видно – кто, куда и на основании чего их платит. Такой организацией, безусловно, должно быть Казначейство. Но чтобы оно было готово выполнять эти операции, надо сначала преобразовать Казначейство в казначейско-платёжную систему, что вполне соответствует закону приоритета государственного регулирования денежного обращения. Основным структурным элементом этой системы станут первичные регистрационно-платёжные узлы (РПУ) Казначейства, в которых будет происходить фиксация всех первичных экономических параметров через его онлайн банкинг: 1. Только в РПУ будут получать свои идентификационные номера ИНН и ОГРН граждане, предприятия и организации вне зависимости от форм собственности и подчинённости, а регистрационные сведения о регистрации прав на имущество и их изменения из УФМС, Росреестра, ГИБДД и других организаций немедленно передаваться в РПУ. 2. Только в РПУ могут открывать расчётные (текущие) счета юридические лица и только один (!), а физические лица, начиная с 14 лет, лицевой счёт – тоже единственный. 3. Только через РПУ могут осуществляться все платёжно-расчётные операции за все без исключения платежи за товары и услуги, а коммерческие банки, МФО и другие платёжные операторы лишаются права их проводить. 4. Только через РПУ зачисляется заработная плата, осуществляются перечисления и переводы денежных средств для всех категорий физических лиц, включая неработающих граждан (дети, пенсионеры, студенты, самозанятые и т.п. лица). 5. Все операции юридических лиц выполняются электронно, а граждане совершают покупки и делают платежи с использованием казначейской универсальной электронной карточки (УЭК) с ограничением использования наличных.

Второй уровень образуют территориальные информационно-статистические центры Казначейства (ТИСЦ). Эта структурная единица – территориальный дата-центр, куда из каждого РПУ поступают в режиме реального времени (по выделенным каналам связи) налоговые перечисления и вся информация о произведенных расчётах и платежах юридических и физических лиц, на основании чего формируется экономическая статистика по данному территориальному образованию. На высшем уровне находится собственно сам бюджетно-казначейский банк – БКБ РФ, куда поступают из ТИСЦ налоги и формируется доходная часть бюджета, средства из которого затем направляются в обратном порядке адресно до всех бюджетополучателей, минуя коммерческие банки и зачисляются на их счета в РПУ. А поскольку первичная информация РПУ затем служит для получения статистики по регионам в ТИСЦ, то будет логично, чтобы при Казначействе был создан Государственный комитет экономической статистики и регистрации прав (ГКСиРП). Покупая что-то в магазине, мы получаем чек, в котором указаны товар с его идентификационным номером, цена и его количество, а сумма списывается с банковской карточки. Если все расчёты идут только через РПУ, как между всеми юридическими, так и физическими лицами, здесь и появляется возможность применить технологию блокчейна. Таким образом,
общая схема взаимных платежей и расчётов будет иметь вид:

http://ffi-eas.ru/sites/default/files/field/image/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%201.%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD.jpg#overlay-context=

Это и есть схема казначейского блокчейна, имеющего защищённый от несанкционированного доступа цифровой реестр, который ведёт учёт трансакций в закрытой одноранговой сети. Согласно этой технологии, распределённый между всеми узлами сети реестр непрерывно записывает историю операций с активами между одноранговыми узлами сети в виде блоков информации. Выстраивается, таким образом, глобальная регистрационная сетевая расчётно-платёжная система всего государства, где каждый РПУ будет связан со всеми другими РПУ линиями электронных средств связи, а агрегированная информация от них поступает в ТИСЦ, а из ТИСЦ в БКБ. Однако в отличие от блокчейна криптовалют, где главное обеспечить анонимность их собственников и защита активов от взлома, казначейский блокчейн прозрачен для контроля законности платежей, а также служит для формирования статистических данных, начиная от отдельного предприятия, района, города и региона и заканчивая государством в целом.

Вопросы накопления и кредитования в цифровой экономике остаются за банковской системой. Из банковских операций в РПУ осуществляют только расчётно-платёжные и регистрационные, но там не открывают депозитные счета и не выдают кредиты. А банковская система тоже должна реформироваться: с их диверсификацией давно пора покончить и специализировать все банки по видам операций на сберегательно-депозитные (СБ), для краткосрочного кредитования образовывать коммерческие (КБ), для инвестиционного кредитования создавать инвестиционные (ИнБ), лизинговые (ЛиБ) и ипотечные (ИпБ).  Регулировать и контролировать деятельность банков, естественно, будет Банк России как главный финансовый регулятор. Владелец счёта в РПУ, неважно кто это - юридическое или физическое лицо, накапливать свободные денежные средства на депозите может только в сберегательном банке. Но сами сбербанки кредитов не выдают, поскольку их задача - служить резервуаром для накопления кредитных ресурсов. А для того, чтобы физическое или юридическое лицо могло получить кредит, в зависимости от того, на какие нужды: пополнение оборотных средств, купить вещь/оборудование, на строительство или реконструкцию, или вступить в ипотеку, ему нужно обращаться в соответствующие банки, а те, в случае недостатка собственных средств, занимают их в сбербанках или обращаются в ЦБ, если речь идёт о реализации крупных народнохозяйственных проектов.

Но оборот денежных средств не ограничивается расчётами внутри страны –объём экспортно-импортных операций растёт с каждым годом. И здесь главную роль должно играть Казначейство, поэтому необходимо подчинить ему и специализированные внешнеторговые банки ВЭБ и ВТБ, через отделения которых должны осуществляться все расчётно-учётные операции в международной торговле, но при условии полного запрещения хождения и использования инвалюты в стране. Эти банки, для обеспечения паритетных и равноправных отношений в торговле между Россией и другими странами, будут также устанавливать дискретные курсы валют (ДКВ), т.е. по каждой сделке. Этим будет поставлен прочный заслон экспансии зарубежных товаропроизводителей и созданы условия для импортозамещения, даже не требующие выхода из ВТО. Ни в подразделениях Казначейства, ни в коммерческо-инвестиционных банках юрлица не могут открывать валютные счета, а следовательно, и выводить средства за рубеж, все их экспортно-импортные операции будут идти через РПУ отделений ВТБ или ВЭБ. Для граждан единственная возможность купить доллары или другую валюту будет лишь при выезде за границу по турпутёвке или по служебным делам международного характера. Предъявляешь проездной документ в зоне таможенного контроля и меняешь рубли на валюту страны пребывания, а возвращаясь назад – обязан сдать остаток валюты и получить рубли. Таким образом, весь денежный оборот страны будет полностью централизован, а наличный будет сведён к рыночно-индивидуальному. А кто должен управлять всем денежным оборотом? Сейчас управление рассредоточено между ЦБ, Минфином, Казначейством, Финмониторингом и другими организациями, что не позволяет проводить единую финансовую политику. Но если мы хотим иметь строго последовательную финансовую политику, необходимо, чтобы Казначейство с его банками подчинялось не Минфину, а напрямую Президенту страны. Общая схема управления финансами страны будет иметь вид:

http://ffi-eas.ru/sites/default/files/field/image/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%202.%20%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B_0.jpg#overlay-context=

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Итак, предложенная стратегия обеспечивает более высокие темпы роста экономики за счёт: получения достоверной информации, точного учёта и контроля доходов, что повышает управляемость экономическими процессами, ведёт к ликвидации коррупции и незаконной предпринимательской деятельности, обеспечивает повышение собираемости налогов, деловой активности, снижение ставок по кредиту, инфляции, и т.д.. И такая стратегия гораздо больше отвечает определению цифровой экономики, поскольку здесь цифровизации подлежат именно экономические связи и отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Дело - за практическим внедрении казначейского блокчейна.

И последнее. Идея связать цифрой экономические отношения в единое целое лежит на поверхности. Но не получится ли так, как часто случалось в нашей истории, что российские же достижения мы потом будем перенимать у других стран?

16 июля 2018 года                                                          Е.А.Скобликов 

  Путин: без цифровой экономики у страны нет будущего. https://ria.ru/economy/20170615/1496585016.html.

Можно, конечно, предложить и другой вариант решения, но результаты проектных решений, которые изложены здесь, показывают, что этот наилучший.

Скобликов Е. Монография.  Деньги? ДЕНЬГИ!!! (краткое обоснование Новой теории денег). Releigh, North Carolina, USA: Open Science Pablishing, 2018. с. 53-77.

 Звездообразной фигурой обозначен РПУ.

Использование технологии блокчейн не исключает её применение за пределами сферы денежных отношений – любая организация, если у неё есть проблема сохранности данных, может использовать технологию DLT (digital library technology - технология цифровой библиотеки), распределяя информацию по нескольким сайтам, странам или учреждениям. Например, сейчас ставятся задачи создания блокчейн-систем регистрации дипломов об образовании (Кузнецова и др., 2018,), водительских прав и удостоверений личности различных ведомств.

 

Здесь надо кратко пояснить, что такое ДКВ на примере поставок кругляка и пиловочника в Китай. При обменном курсе, который в среднем в течении прошедшего года составил 9,0 руб/юань, Китаю очень выгодно вывозить из Сибири кругляк при цене 2800 руб/м.куб, а не пиловочник (7500 руб/м.куб). Но если установить на поставки кругляка пониженный курс, например, 14,0 руб/юань, а на пиловочник, наоборот, повышенный курс 5,0 руб/юань, то есть по ДКВ, следовательно, и нам и Китаю будут выгодней поставки пиловочника. Более подробное обоснование использования дискретного курса валют см. в: Скобликов, 2018, с.43-48.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика