Короновирусный кризис победит только Индустриализация.2

Теорию развития общества никто не отменял

Почему рухнул Советский Союз? Вовсе не от злокозненных действий Горбачёва, Ельцина и младореформаторов, хотя они и были главными действующими лицами. А потому, что коммунисты-догматики так и не смогли дать теоретически верное решение вопроса о собственности. Недаром же Сталин незадолго до своей смерти сказал: «Без теории нам смерть, смерть, смерть!». Но неолибералам, которые пришли к власти, вообще не нужна была какая-либо теория для того, чтобы просто присвоить общенародное достояние. Они добились поставленной цели – 94,4% всех активов в РФ находятся в частной собственности, вот только страна до сих пор не может достичь уровня производства 1990-го года.

Однако теория, на которую можно опереться в борьбе с грядущим кризисом и не допустить разрушительных последствий, есть. Это Третий путь. Почему Третий? Первый, который ведёт в тупик деградации - это капитализм. Второй, социализм, ведёт к застою в развитии и возврату к капитализму. А Третий путь есть путь построения общества социальной справедливости, в котором есть место всем социальным группам, общественникам и индивидуалам, государственникам и частникам. Только идя по этому пути развития, можно избавиться от кризисов, поскольку он обеспечивает оптимальное сочетание всех экономических укладов, определяемых характером собственности на средства производства: I-ое подразделение общественного производства или общегосударственная собственность (всего общества) на предприятия по производству средств производства, на землю, недра и инфраструктуру, и частная собственность - личная, групповая и коллективная, функционирующая исключительно во II-ом подразделении общественного производства - производство предметов потребления.

Переход на Третий путь развития – не одномоментный процесс, он может растянуться на десятки лет, но чтобы не скатиться в пучину назревающего мирового кризиса, надо уже в этом году вставать на рельсы иного развития. Для этого надо прежде всего отказаться от принципа «Меньше государства!».  Кто как не частник стал громче всех требовать защитить его от проблем, вызванных пандемией COVID-19? Почему мы не слышим, как долларовые миллиардеры и миллионеры взялись производить маски, аппараты ИВЛ, наращивать выпуск медикаментов и строить больницы? Оказывается, они тоже ждут помощи … от государства. Компании Ротенберга, Алишера Усманова, Дерипаски, который отдал под управление США Русал и строит в Детройте алюминиевый завод. А вот им-то как раз не стоит помогать, от слова вообще – владельцы крупного бизнеса будут стараться выделяемые деньги перенаправить в свой карман, отчего падение экономики будет только усиливаться.

Как следует действовать Правительству?

Опираться на основные положения Третьего пути развития. А это прежде всего обеспечение полной занятости - иждивенцы в этом обществе только дети и пенсионеры, а все остальные работают, безработных нет. Следовательно, в кризисных условиях всё внимание должно быть обращено не на раздачу денег, а обеспечение занятости. Предоставление работы – вот главный принцип, вот главный лозунг борьбы с кризисом, ибо только работающий человек создаёт ВВП. И не даёт ему падать. А что для это надо делать?

Прежде всего составить список товаров, поставляемых по импорту и составить план по импортозамещению отдельно средств производства и предметов потребления. Затем выбрать из них: а) товары, которые можно производить самим на сохранившихся производствах. Следом составить список по товарам, которые: б) мы ранее производили, но прежние предприятия либо закрылись, либо сменили профиль как, например, заводы текстильного машиностроения, и принимать решения о строительстве новых заводов и фабрик. Если мы можем с нуля возводить за 2-3 недели больницы, то пора таким же образом строить заводы, чтобы восстановить до уровня 1990 года производство металлорежущих станков, станков с ЧПУ, приборов, электротехники, турбин, моторов, подшипников, кузнечного оборудования, грузоподъёмных машин и механизмов, дорожной техники, и т.д. Россия страна большая, но транспортная доступность многих населённых пунктов чрезвычайно низкая, поскольку своего производства средних и малых летательных аппаратов практически нет, требуется обновление парка речных и морских теплоходов каботажного плавания, автобусный парк средней и малой вместимости почти весь импортный. А это означает одно - надо строить заводы станкоинструментальные, дорожной, авиационной и речной техники, для выпуска автобусов и маршруток, и т.д.. Естественно, без покровительственных таможенных тарифов здесь не обойтись: приобретение оборудования для их оснащения должно иметь нулевые и отрицательные пошлины, а поставки товаров потребления, которые мы сами можем производить, облагаться заградительными. Необходимо вводить и поощрительные стимулы для экспортёров – хотите поставлять товары в Россию – стройте у нас заводы и фабрики, иначе ваши товары покупать перестанем, подумайте об этом.  

Одновременно с этим, а может с опережением, создавать государственные НИИ и ОКБ соответствующего профиля. Сейчас, кстати, складывается очень благоприятная ситуация для этого – развитые страны ожидают стагнация и безработица, они будут рады любым рынкам сбыта. Если в 30-е годы с помощью американских инженеров и поставок из США была проведена индустриализация, точно так же сейчас фирмы развитых стран будут рады перенести производство станков и приборов в Россию. А не согласятся – надо воспользоваться опытом Китая, который особо не заморачивался вопросами интеллектуально собственности, а просто копировал образцы их техники и приборов. Нефть, газ, уголь и лес наши основные экспортные товары, но мало собственных НПЗ и химических заводов, не хватает мощностей для переработки леса, а ¾ населённых пунктов страны не газифицированы. Так надо строить новые НПЗ и возрождать леспромхозы, чтобы экспортировать не сырую нефть и брёвна, а продукты нефтехимии и пиловочник, переключиться со строительства санкционных потоков на газификацию сёл и малых городов.

Есть резервы для увеличения производства и продуктов сельского хозяйства. Многие сёла и деревни опустели, но во многих жители ещё есть, но нет работы. А как им дать работу, если земли не стало, нет и техники для её обработки, помещений и пастбищ для скота? Здесь необходимо поставить местным органам власти задачу обеспечить всех трудоспособных землёй, возможностью построить помещения для скота, выделить бесплатно крестьянским хозяйствам и просто сельским жителям на селе молодняк (поросят, ягнят, бычков, цыплят), комбикорма, семена, технику (в аренду или лизинг) и стройматериалы исходя из представленных бизнес-планов или кредиты с нулевой ставкой на 3-5-7 лет с освобождением от всех налогов (НДС, НДФЛ, имущественного и транспортного) на 3-5 лет. Поскольку пахотные земли скупили агрохолдинги, обязать их передать те земли, которые находятся вокруг сёл и деревень, в бесплатное пользование фермерским хозяйствам. То есть, этими мерами будет решаться не только проблема предотвращения падения производства сельхозпродуктов, но и обеспечения продовольственной безопасности страны и здоровья – я покупаю мясо, яйца и молочные продукты только у крестьян. Одновременно с этим также необходимо развивать кооперацию, субсидировать строительство ремонтных мастерских по типу МТС, приёмных пунктов молока, малых предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, построить ко всем сёлам дороги с твёрдым покрытием, чтобы обеспечить надёжную транспортную связь с городом.

Изменить систему управления экономикой

А кто должен руководить этим? Таких структур, которые были ответственны за это в СССР, в нынешней России просто нет (всё согласно принципа «Меньше государства!»). Следовательно, надо восстановить такие министерства как Минстанкопром, Минавиапром, Минлеспром, Минлегпром, Минлегпищемаш, Минмедпром, Минрадиопром, Минсредмаш, и т.д. Но возрождая, в Положении о каждом новом министерстве (да и действующих) надо записать, что они управляют вверенной отраслью, а не «формируют политику» как сейчас написанием бумаг и дорожных карт. Где взять кадры на это? Во-первых, за счёт работников аппарата существующих министерств, численность которых сильно раздута. Во-вторых, есть более тысячи конкурсантов проекта «Лидеры России» - вот им и надо поручить создавать производство с нуля, а не готовить из них политиков. Найдутся кадры и для новых фабрик и заводов, ведь большинство инженеров, оканчивающих технические ВУЗы в последние два десятилетия, вынуждены работать не по специальности – небольшая переподготовка, достойная зарплата и новые предприятия начнут работать. Да, и согласно основных положений Третьего пути, производство средств производства останется в собственности государства, т.е. управляться соответствующими министерствами, а новые предприятия для производства товаров народного потребления и продуктов питания затем могут быть приватизированы их коллективами.

Что касается высвобождаемых работников с закрывающихся МСП в городах, их также не следует торопиться ставить на денежное довольствие, пусть зарабатывают деньги сами на общественных работах по благоустройству и строительстве, обслуживании инфраструктуры и городских коммуникаций (ещё в апреле в нашем городе буря наделала бед, но у администрации города нет того количества работников, чтобы очистить лесопарк от поваленных деревьев). И разумеется, пусть работают на строительстве дорог – там всегда нехватка рабочей силы. Президент страны В.В.Путин дал верную установку, что жилищное строительство представляет собой драйвер роста экономики за счёт мультипликационного вовлечения в производственный процесс других предприятий стройиндустрии. Однако стройматериалы, металл, покрытия, строительная техника, а также материалы и инструменты для проведения евроремонта, мебель и бытовая техника, необходимая новосёлам ипотетчикам, на 90% импортные или производится на импортном оборудовании. Следовательно, можно, конечно, простимулировать ипотеку субсидированием понижением ставки, но пользы от этого будет не много, если одновременно не ставить более грандиозные задачи – строительства заводов для производства оборудования для предприятий стройиндустрии, отечественных отделочных материалов, инструментов и бытовой техники.

Откуда взять деньги на Индустриализацию.2

Они у России есть в таком количестве, что другим странам и не снились. Их даже сверхдостаточно для полного технического перевооружения производства – средства ФНБ составляют 12,8 трлн рублей плюс те средства ЗВР, которые в 2,7 раза превышает их сумму по критерию Редди – 25,4 трлн рублей (в пересчёте на курс доллара 21.04.2020). А кроме того, на счетах офшорных компаний, по словам ак. С.Глазьева, 1 трлн долларов, которым пора возвращаться на родину. А как надо тратить средства резервных фондов? Судя по заявлениям руководителей Минфина, они собираются действовать как тот капитан корабля, который получил пробоину, заделывать её наполовину, чтобы сэкономить материал (деньги). А руководство ЦБ и вовсе не намерено тратить ЗВР ни на какую поддержку экономики, используя эти средства для игр на бирже на радость финансовым спекулянтам, большая часть которых не являются резидентами страны. Может, тогда президент им объяснит, что деньги надо тратить до того, как на корабле по имени «Россия» начнутся голодные бунты, а для затыкания дыр/пробоин лучше индустриализации, которая даёт рабочие места, ещё ничего не придумано? Не знаете – тогда почитайте труды Кейнса.

Но и те скудные средства, которые уже стали идти из бюджета и ФНБ на поддержку потребительского спроса, могут не дойти до нуждающихся в них, как это случилось в кризис 2008-2009 гг. Если тогда падение производства составило -7,8%, то в условиях нового, куда более масштабного кризиса, экономика вообще может не выдержать при таких же действиях денежных властей. Когда в цепочке платежей бюджетные деньги проходят через коммерческие банки, то частный интерес будет решающим, куда направить поступившие деньги – спасать они будут себя в первую очередь …  Следовательно, все деньги на адресную помощь и, тем более, на индустриализацию, следует направлять только через операционные кассы Казначейства, которых сейчас нет, хотя их давно пора было открыть с тем, чтобы каждый рубль бюджетных средств по всей цепочке платежей проходил только через эти операционные кассы, что исключало бы коррупционные сделки и откаты. Уже 5 лет, как предлагается преобразовать Казначейство в бюджетно-казначейский банк, у которого должны быть свои операционные кассы в каждом регионе, но и из нового/старого правительства от Мишустина, Белоусова и Решетникова, которым были направлены предложения в конце марта, мы так и не получили ответа, хотя максимальный срок ответа на заявления - 1 месяц. Впрочем, разницы никакой - ранее мы получали из правительства только невразумительные отписки.

Не менее важно обеспечить устойчивость финансовой системы, для чего необходимо в первую очередь устранить влияние биржевых спекуляций на курс рубля и перейти на установление дискретного курса рубля, т.е. курс должен определяться выгодностью торговых операций по каждой товарной группе на длительный период, а не «официально» плавающим курсом ЦБ, устанавливаемом в результате торгов на бирже. А трансграничное движение капиталов должно быть, как предложил ак. С.Глазьев, построено по «системе ниппель» - к нам без всяких препятствий, а от нас с обоснованием законности, уплатой налогов и полным запретом переводов в офшорные юрисдикции. И вся валютная выручка от реализации экспортных товаров должна репатриироваться, не оставаясь за рубежом на счетах иностранных банков. Что же касается организации торгов на бирже, необходимо восстановить их прежнее предназначение - рыночного регулятора цен, т.е. без использования роботов и спекулятивных атак иностранными хеджфондами, ограничить использование деривативов и спекулятивную продажу акций, например, годичным владением после приобретения.

 23 апреля 2020 года                                                       

 

 

 

 

  Третий путь - через революцию, переворот или трансформацию? http://ffi-eas.ru/content/tretiy-put-cherez-revolyuciyu-perevorot-ili-transformaciyu-0.

Яндекс.Метрика