К НРАВСТВЕННОМУ ГОСУДАРСТВУ МОЖЕТ ВЕСТИ ТОЛЬКО ТРЕТИЙ ПУТЬ!

Е.А.СКОБЛИКОВ

В прошлом году вышла в свет книга «Нравственное государство», в которой для теоретиков, управленцев и практиков даны на высоком профессиональном уровне ответы на важные методологические вопросы, касающиеся современного мейнстрима развития государства: что собой представляет категория «нравственность» и как она соотносится с государственным строительством, каков правовой аспект нравственности, рассмотрены различные религиозные доктрины и тупиковые исторические флуктуации, определена современная альтернатива категории государства и каковы проблемы идеала и реализма. И перекинут мостик, или скорее как бы спущена лесенка вниз от высоких философских рассуждений к практике, о чём нам говорит и сам подзаголовок к книге - «От теории к проекту». Но как часто бывает, недостаток того или иного исследования есть продолжение его достоинств. Вот и здесь учёные Центра сделали акцент скорее на теоретических, нежели практических вопросах, рассматривая типологию институтов, функций, процедур и механизмов государства и представили желаемый облик России через эскизное макетирование основных государственных политик. Что же касается заключительной части книги, в которой предложена программа реконструкции государственности современной России и методология стратегии и тактики построения нравственного государства, то соответственно их можно рассматривать лишь как исходный пункт обсуждения, а не руководство к действию.

Рассматривая проблему, каким должно быть государство будущего в целом и какое место в нём должна занимать нравственность, трудно согласиться с таким её предназначением: «Нравственность как собрание поведенческих ценностей и есть идеология». Известно, что есть идеология фашизма, расового превосходства, либерализма, коммунизма и другие, а возведение нравственности в категорию идеологии не соответствует сущности идеологии, которая представляет собой господствующую в том или ином обществе систему взглядов, а не «поведенческих ценностей». По Марксу идеология это надстройка, зависящая от базиса. То есть, в основе любой идеологии лежит отношение к собственности, а патриотизм, национализм, вера, нравственность и т.п., суть производные от того, кому в обществе они принадлежат и кто формирует основные условия существования граждан. И вот, когда мы ставим перед собой вопрос – как правильно должен решаться вопрос о собственности, мы неминуемо приходим к идеологии Третьего пути.

В чём суть идеологии Третьего пути? Это идеология не власти капитала, идеологии частной собственности на землю, средства производства и инфраструктуру. Это и не идеология коммунизма – уничтожения частной собственности. Обе идеологии, как их не приукрашивай, ведут человечество в тупик деградации. Идеология Третьего пути это идеология особого, строго соблюдаемого сочетания общественной собственности с частной: вся земля, инфраструктура и средства производства средств производства, т.е. I-ое подразделение общественного производства находится в государственной или общественной собственности и ведётся на плановой основе. А производство предметов потребления и услуг, т.е. II–ое подразделение, есть поле деятельности для частника-капиталиста и ведётся на рыночной основе. По-коммунистически, т.е. на основе равного доступа всех граждан к базовым условиям существования и развития человека, осуществляется удовлетворение потребностей в образовании, воспитании, медобслуживании и охране здоровья.

Подробно идеология Третьего пути рассматривается в трёх книгах: «Третий путь – через революцию, переворот или трансформацию?» и «Революции в России – быть или не быть?», вышедших в 2015 году и «Революция отменяется. Третий путь развития», изданной в 2016 году. Отличительной особенностью этих книг является теоретическое обоснование практических шагов, совокупность которых, собственно, и формирует Третий путь, ведущий к построению общества социальной справедливости (ОСС). Его основу составляет построение многоукладного общества, в котором общественная собственность является ведущей, а потому и весь строй экономических отношений должен ему соответствовать. Цены на сырьевые товары, машины и оборудование, а также тарифы на перевозки и энергоснабжение устанавливаются централизовано на длительный срок на основе плановых заданий обеспечения потребностей отечественной промышленности и экспорта, а цены на предметы потребления и услуг устанавливаются на свой страх и риск частными предпринимателями и коллективными хозяйствами на рыночных условиях. Оплата труда в соответствии с уровнем квалификации и его результатами и обеспечение полной занятости - вот главное преимущество общества социальной справедливости. И чтобы этого достигнуть, ничего особенного даже и изобретать не надо - просто взять и позаимствовать советский опыт, когда где бы и на какой работе человек не работал, применялись единые тарифные ставки и схемы должностных окладов, дифференцированные по отраслям. Система управления в ОСС, учитывая то обстоятельство, что 2/3 всего производства в будет осуществляться на социалистических принципах хозяйствования, должна строиться по образцу и подобию управления в Советском Союзе - основными руководящими структурами будут отраслевые министерства: авиационной, автомобильной, медицинской, приборостроения, химического машиностроения, нефтяной и газовой, станкостроительной и инструментальной промышленности, средств автоматизации и систем управления, путей сообщения, радиопромышленности, и др.. Налоги, акцизы и сборы должны способствовать развитию страны, в т.ч. и подъёму интеллектуально-нравственного уровня всех членов общества, а потому Третий путь развития предусматривает переход к упрощённой системе налогообложения и отмену удушающих экономику налогов, которые имеет сейчас Россия.

Денежно-банковская система (ДБС) при переходе страны на новый путь развития должна быть реформирована в числе первых, а главное - на основе законов денежного обращения. Исходя из закона применимости все расчёты в денежных единицах других стран исключаются, курс рубля устанавливается на основе паритета покупательной способности (ППС), а не на бирже, свободное перемещение капиталов за рубеж прекращается. Закон количества денег в обращении реализуется таким образом, что эмиссия денег осуществляется под потребности развития экономики, что и будет сдерживать инфляцию, а не наоборот. И никаких изъятий денег из оборота для образования различных фондов (РФ, ФНБ, ОМС и др.) и ЗВР сверх лимита текущих потребностей. Закон приоритета государственного регулирования обращения предусматривает на первых порах преобразование Казначейства в банковскую структуру, а затем специализацию банков по видам выполняемых операций на сберегательные, коммерческого (краткосрочного) кредита, инвестиционного развития, ипотечные и лизинговые с последующей их национализацией, что необходимо для того, чтобы действительно обеспечивать развитие страны и социальную справедливость. Главной особенностью казначейской ДБС, согласно указанного закона, является перевод всех счетов юридических и физических лиц из банков в приходно-расходные кассы казначейства (ПРК), которые и будут осуществлять весь комплекс расчётно-учётных операций. Это позволит полностью централизовать весь денежный оборот страны. А банкам придётся выполнять свои исконные операции, соответствующие их природе - депозитно-кредитные. Такое построение ДБС даёт неоспоримые преимущества: получать первичные данные по статистике в режиме он-лайн по многим параметрам без оформления какой-либо отчётности, поскольку через ПРК будет происходить фиксация всех бюджетных параметров как по налоговым поступлениям, так и расходам. И разумеется, будет происходить фиксация денежных операций граждан как по доходам, так и расходам, что позволит своевременно вносить коррективы в реализацию социальной политики. Инфляции будет минимальной по той простой причине, что денег в такой системе будет ровно столько, сколько надо, чтобы автоматически соблюдался баланс между потреблением и накоплением, поскольку Казначейство, наделённое правом эмиссии, может как увеличить денежную массу, если требуются дополнительные инвестиции для инновационного развития, так и стерилизовать излишние в обороте деньги. Судный процент снизится до уровня операционных расходов (до 1-2%), поскольку огосударствление денежного обращения позволяет сбалансировать всё кредитно-денежное обращение. Значительно облегчится сбор налогов, поскольку все расчётно-платёжные операции будут централизованы в ПРК. Предлагаемая система расчётов положит конец коррупции как явлению. В ней полностью отсутствуют те зазоры и щели, через которые в нынешних условиях деньги из бюджета и от предпринимателей попадают в карманы нечистоплотных чиновников, поскольку при выполнении любой операции фиксируется их целевой характер и источник поступления, а все перечисления идут в электронной форме. Резко снизится уровень экономических преступлений. Не будет "легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём", поскольку теневого оборота не может быть в принципе, т.к. все деньги без исключения проходят только через ПРК, т.е. с подтверждением, что это зарплата или иные законные поступления. Наконец, предлагаемая система станет мощным драйвером создания постиндустриального общества, т.к. исчезнет торможение экономики коррупцией, высокими процентными ставками и дефицитом инвестиций. Валютные спекуляции станут невозможными в принципе, и просто потому, что не будет хождения чужой валюты в стране, её обмена и валютных вкладов.

Политическое устройство общества социальной справедливости должно следовать ленинскому определению: политика есть концентрированное выражение экономики, а власть - насилие одного класса для подавления другого. Но в проектируемом обществе не может быть борьбы за власть различных классов и социальных групп, а потому политическое устройство в ОСС должно быть беспартийным: в Советы избираются наиболее достойные представители различных профессиональных групп на основе подлинного народовластия. Международные отношения и внешняя политика со всеми странами строятся на основе взвешенной автаркии или сбалансированного изоляционизма, которое предусматривает пассивное участие в международных мероприятиях, отказ от членства в ВТО и всемирных финансовых организациях. Многовековой опыт взаимоотношений со странами Запада демонстрирует всегда один и тот же подход: там заявляют о дружбе и предают; если дают займы, то на кабальных политических условиях; говорят о преимуществах глобализации рынка, а целью является низведение экономики других стран до своего сырьевого придатка; все уступки трактуют как слабость и служат основанием ещё больших уступок; на любые несогласованные с ними решения тут же налагают санкции; международные договора с ними можно заключать исключительно в их интересах; и т.д.. Там считаются только с силой и твёрдостью в отстаивании своей позиции. В основе социального обеспечения, воспитания и образования в ОСС лежат коммунистические отношения как реализация базисного генома человеческого общества - удовлетворение общественно необходимых потребностей всем одинаково и в полной мере, семья рассматривается как фундамент общества, воспитание подрастающего поколения осуществляется на высоких нравственных началах, всем даётся полноценное образование и без ЕГЭ осуществляется отбор талантливой молодёжи, когда начиная с детского сада идёт поиск талантов и раскрытие потенциальных достоинств каждого. И если во взрослую жизнь будет вступать нравственное поколение, то и государство будет нравственным. Этой же цели – обеспечивать высокую нравственность должны служить все средства массовой информации, судебная система, правоохранительная и правоприменительная деятельность.

Возникает вопрос – будет ли государство, вступившее на Третий путь развития, нравственным? Вне всякого сомнения, поскольку если государство стоит на прочном фундаменте отношений собственности, соответствующих сочетанию общинности (общая земля и условия жизнедеятельности, равенство в удовлетворении базовых потребностей) и индивидуализма (свободе проявления личностных и предпринимательских способностей), свойственных человеческой природе, то в таком обществе проявление всяческих порочных наклонностей, тайное или явное, просто невозможно. Почему?  А потому, что любой аморальный и безнравственный поступок будет осуждаться обществом, подавляться и пресекаться. Но не полицейскими методами, а всей политикой воспитания образованных, здоровых телом и духом граждан, честных и бескорыстных, трудолюбивых, готовых защищать свою любимую Родину от посягательств внешних и внутренних врагов, что и будет составлять основу нравственного государства.

Итак, ждёт ли Россию (или Россия) революцию? Ответ на этот вопрос есть в фундаментальном труде Центра научной политической мысли и идеологии «Нравственное государство» и книгах, в которых обосновывается идеология «Третьего пути». Взятые по отдельности оба подходу к решению проблемы построения нового общества интересны сами по себе как в научном, так и практическом смысле. Но если объединить оба подхода, ожидания общества станут более определёнными и мы получим гораздо более значимые результаты … К чему и призываю.

08 июня 2016 года

 

  Доклад подготовлен при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 16-06-00128 А.

 Нравственное государство. От теории к проекту. Сулакшин С.С., и др. М., Наука и политика, 2015 г. 424 с.

 Скобликов Е.А. Третий путь – через революцию, переворот или трансформацию общества? М., T/O "Neformat", 2015, с.220. ISBN(s): 9781311093653.

 Скобликов Е.А. Революции в России – быть или не быть? М., T/O "Neformat", 2015, с.154. ISBN: 9781311213389.

 Скобликов Е.А. Революция отменяется. Третий путь развития. — СПб.: ИГ «Весь», 2016. ISBN 978-5-9573-3088-2.

 Три закона денежного обращения. http://ffi-eas.ru/articles/tri-zakona-obrashcheniya-deneg .

  Скобликов Е. Закон приоритета государственного регулирования обращения.//Экономист - №6 – 2016г, с.60-67.

 

Раздел: 
Яндекс.Метрика