Новая теория денег (тезисы)

Человечество на всём протяжении существования денег пытается понять их сущность, чтобы найти наиболее эффективные принципы и методы регулирования денежного обращения. В связи с этим экономическая наука приложила немало усилий для их выработки, но как только какая-нибудь теория денег принимается практикой на вооружение, обнаруживается, что она не только несовершенна, а часто просто вредна – представление свободы действию «невидимой руке рынка» порождает анархию и кризисы, монетаризм ведёт к демонетизации экономики, а таргетирование инфляции к стагнации. Нужна новая теория денег и, возможно, что исследование законов денежного обращения, проведённое автором по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), позволит предложить такую теорию в качестве основы для того, чтобы сформировать систему законов денежного обращения и принципов его регулирования. В настоящее время принято, что денежное обращение подчиняется только одному закону – закону количества денег в обращении. Однако их одиннадцать:

1.Закон неисключаемости денег - как только главной особенностью денег стало выполнение роли всеобщего эквивалента, они настолько прочно заняли своё место в жизни, что стали неисключаемым фактором производственно-хозяйственной, торгово-закупочной, бюджетно-казначейской и любой другой деятельности, что это стало законом, который продолжает действовать несмотря на то, что сейчас как форма денег, так и способы расчёта кардинальным образом поменялись.

2.Закон применимости денег – смена материального носителя денег от ракушек до электронных, в процессе чего каждая новая форма (материального носителя) денег отменяет использование прежней представляет собой объективный процесс. В результате действия этого закона золото перестало быть деньгами, а в настоящее время идёт процесс замены бумажных денег электронными. Кроме этого, исходя из требований закона применимости в стране недопустимо мультивалютное обращение и торговля валютой на бирже.

3.Закон приоритета государственного контроля денежного обращения - познание механизма действия этого закона позволяет выстроить новую архитектуру денежно-банковской системы, которая должна быть основана на централизации проведения всех расчётно-кассовых операций исключительно в системе казначейства и обосновать, что частные и государственные банки необходимо специализировать на выполнение исконно банковских операций - сбережения и кредитования.

4.Закон количества денег в обращении – этим законом регулируется монетизация экономики, что позволяет понимать - изъятие денег в различные резервные фонды вовсе не является механизмом преодоления кризисных явлений, а наоборот, даёт ровно противоположный эффект, поскольку уменьшает количество денег в обращении, необходимых для развития экономики.

5.Закон концентрации денег - возрастание количества денег в казне позволяло более успешно вести захватнические войны и защищать собственные границы от агрессивных соседей, у ростовщиков привело к образованию банков, конкуренция между банками вела к росту активов наиболее успешных и уходу с рынка слабых банков, и это является объективным процессом. Если строго следовать этому закону, то необходимо обеспечивать концентрацию денег по принципу: с большими деньгами можно делать большие дела, с ещё большими – грандиозные.

6.Закон глобализации денежного обращения - а на всемирных финансовых просторах закон концентрации выступает уже как закон глобализации денежного обращения, с его попытками подчинить денежное обращение суверенных стран международному фининтерну. Но этот закон действует деструктивно для национальных государств, ибо за десуверенизацией денежного оборота следует и потеря политического суверенитета. Поскольку национальная денежная система всегда слабее международной, следует стремиться максимально ограничивать влияние последней, поскольку она всегда будет в выигрыше как самая сильная, и отказаться от политики свободного движения капиталов.

7.Закон стабилизации обращения - выражается в том, что какие бы неразумные меры не применялись денежными властями, сколько бы воли не было предоставлено «невидимой руке» рынка, т.е. прав частным институтам, сколь не было бы сильно вмешательство извне, расстройство денежного обращения как бы само собой ликвидируется и оно всегда приходит в норму.

8.Закон плановости - денежные доходы и расходы должны планироваться и контролироваться как на уровне государства, так и первичных производственных ячеек, вне всякой зависимости от того, государственное это образование или находится в частной собственности. Если не руководствоваться этим законом, то экономика, лишаемая нужного количества денег, никогда не получит нужного развития.

9.Закон кредитной эмиссии – закон, определяющий возможность государства эмитировать деньги на создание дополнительных рабочих мест, а банкам выдавать кредиты на возвратной основе. В обеих случаях закон требует: для государства не использовать эмиссию для покрытия дефицита бюджета, а для банковской системы выдавать кредиты только на конкретные цели (проекты), исключая непроизводительное кредитное финансирование (межбанковский кредит), чтобы был задействован механизм мультипликатора, позволяющий соблюдать баланс между денежной массой и объёмом товаров.

10. Закон опережающего роста деривативов – поскольку операции с деривативами не связаны с какими-либо значительными усилиями, но позволяют легко получать прибыль только за счёт изменения цены актива, то такой способ обогащения закономерно вызывает опережающий рост суммарного объёма деривативов в сравнении с ростом объёма замещаемых ими активов - капитал всегда устремляется туда, где при меньших затратах усилий можно получить большую прибыль. А поскольку кредитная эмиссия стала всё чаще использоваться для инвестирования в ценные бумаги, а не в реальное производство, то данный закон является как бы генномодифицированным продуктом предыдущего закона, что позволяет спекуляции приобрести законные основания и подняться на качественно новый и более высокий уровень.

11.Закон понижения стоимости денег – вне зависимости от того, какие деньги использовались – металлические, бумажные или электронные, стоимость денег понижается, что выражается в том, что один и тот же товар с течением времени становится не дороже, а просто деньги становятся дешевле.

Принципы денежно-кредитной политики

Принцип как убеждение, взгляд на вещи, норма или правило управления экономикой, естественно, должен исходить из познания её законов, а в данном случае – из теории денег. С другой стороны, если не выработаны действенные принципы, то невозможно разумное использование законов. Таким образом, законы и принципы взаимно дополняют друг друга, поэтому формулируя принципы эффективной денежно-кредитной политики, необходимо держать в уме сами законы:

1а. Деньги должны быть в наличии всегда и у всех, чтобы успешно развиваться;

1б. Отсутствие денег одна из основных причин бедности людей, застоя в экономике и зависимости государства;

2а. Валюта, которая участвует в обращении, должна быть одна – собственная, эмитируемая государственным органом. Если государство допускает мультивалютное обращение, оно теряет суверенитет ровно в той же пропорции, в которой иностранная валюта используется в обращении. Открытие депозитных счетов и покупки/продажи иностранной валюты физическим и юридическим лицам подрывает суверенитет страны, а запрет - укрепляет;

2б. Недопустима торговля собственной валютой внутри страны в целях установления курса и тем более спекуляция ею на бирже. Курс обмена валют должен устанавливаться на длительный срок исходя из паритета ППС;

2в.  Недопустимо обращение денег устаревших форм (золота, серебра и других редких металлов), а соответственно и включение их в состав золото-валютных резервов (ЗВР);

2г. При осуществлении экспортно-импортных операций необходимо стремиться вести расчёты в той валюте, которая наиболее выгодна для торгового баланса страны, а в общемировой – долларах, евро, фунтах, иенах лишь тогда, когда США, Евросоюз, Великобритания и Япония являются стороной договора;

2д. Все расчёты в международной торговле необходимо вести не через частные банки, а через отделения государственного расчётно-клирингового центра (ГРКЦ);

2е. Вся валютная выручка хозяйствующего субъекта, поступающая в ГРКЦ, если она следом не используется для закупок по импорту, меняется на рубли;

2ж. Выпуск валютных облигаций с лучшими условиями погашения, чем у других государств, целесообразен лишь в случае наступления критических ситуаций с погашением внешнего долга.

3а. Государственные органы должны иметь приоритет в регулировании денежного обращения перед банковскими структурами;

3б. Главным органом государства, регулирующим денежное обращение в целом и в части эмиссии, установления курсов обмена валют и безналичного оборота должно быть Казначейство;

3в. Государственные и частные банки должны быть специализированы по видам выполняемых банковских функций на депозитно-сберегательные, коммерческого (краткосрочного кредита), инвестиционные, лизинговые и ипотечные;

4а. Оптимальное количество денег в обращении определяется потребностями экономики, а не удержанием (таргетированием) инфляции в заранее установленных границах. Количество денег в обращении должно соответствовать товарной массе с учётом скорости обращения и цен товаров;

4б. Образование всевозможных стабилизационных (страховых) фондов, а тем более в иностранной валюте, есть изъятие денег из оборота, которое понижает уровень монетизации экономики, а потому недопустимо;

4в.  Размер золото-валютных резервов должен определяться исходя из критерия Рэдди: покрывать сумму по обслуживанию процентов по внешнему долгу и объем трёхмесячного импорта, которые определяются путём расчёта медианной накопленной частоты. Накопление ЗВР сверх этой суммы есть омертвление денег;

4г. ЗВР должны использоваться исключительно для выполнения внешнеэкономических обязательства, но не для поддержания курса национальной валюты путём участия в торгах на бирже;

4д. Нет никакой связи между количеством денег в обращении и инфляцией, если деньги обращаются в производственно-торговой сфере с оптимальной скоростью, а уровень ставок по кредиту ниже фактически получаемой прибыли (за минусом налогов);

4е. Чрезмерное накопление денег в банковской сфере и их оборот, не выходящий за её пределы, приводит к острой нехватке денег у населения и предпринимателей. Это создаёт условия не для роста экономики, а для кризиса, поскольку оборотные деньги покидают рыночное поле и оседают на счетах в банках;

4ж. Недопустимо введение систем принудительных накоплений и резервов (например, капитального ремонта) в интересах банковского капитала в целях предоставления банкам бесплатного кредитного ресурса. А если такие фонды создаются, то управлять их использованием должны коллективные органы граждан.

5а. Концентрация денег необходима потому, что с большими деньгами можно делать большие дела, а с ещё большими – грандиозные;

5б. Необходимо стремиться к сокращению количества банков, участвующих в денежном обращении, а микрофинансовые организации подлежат ликвидации;

5в. Как низкие, так и сверхвысокие доходы препятствуют концентрации денег, поскольку зарплата на уровне прожиточного минимума и ниже не позволяет делать накопления, а у тех, чьи доходы в сотни и тысячи раз его превышают, деньги либо расходуются на предметы роскоши, либо выводятся за рубеж;

5г. Покупная сила денег падает, а не возрастает, если они не вкладываются в развитие производства, которое и делает его крупным, позволяя возрастать и количеству денег;

5д. Невозможны технологические прорывы, а также реализация крупных инфраструктурных проектов, если концентрация денег не позволяет делать сверхдолгосрочные инвестиции. Нет свободных денег для инвестиций, нет и развития;

5е. Концентрация денег ради концентрации без последующего использования для подъёма экономики столь же вредна, как и изъятие их из оборота.

6а. Глобализация имеет положительный эффект только для транснациональных компаний и банков, которым нужно не развитие слабых и зависимых стран, а ресурсы, которые они получают от них при свободном движении капитала. Следовательно, стратегия участия в международных финансовых структурах должна стать ровно наоборот - стратегией неучастия, поскольку все преимущества от глобализации денег получают только сами глобализаторы;

6б. Действенным механизмом глобализации, с помощью которого происходит отчуждение капитала от территории производства, стали оффшорные финансовые центры. Это вывод денег из страны, а поэтому нужна деоффшоризация со строгим, возможно, и уголовным преследованием тех, кто уводит деньги из страны;

6в. С исчезновением таких гигантов как Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Deutsche Bank, Crédit Lyonnais и других таких же мировых банков и бирж, которым они сами же и пугают, мир не погрузится в пучину жесточайшего кризиса, а вовсе наоборот – вздохнёт с облегчением, сбросив со своей шеи паразитов. В реальной экономике мир будет обладать таким же количеством реального капитала и производственных мощностей, что и раньше - не исчезнут фабрики, госпитали, фермы, нефтяные скважины, всё также будут ходить поезда, плавать суда и летать самолёты.

7а. Любая вакханалия и неполадки в денежном обращении заканчиваются приблизительно через один и тот же промежуток времени независимо от того, предпринимаются или нет какие-либо попытки остановить неблагоприятное течение процессов. Поэтому надо остановиться и не предпринимать никаких мер – инфляция и кредитные ставки снизятся сами, курс стабилизируется и количество денег в обращении будет соответствовать условиям товарного производства.

7б. Если денежное обращение стабильно, не следует предпринимать каких-либо искусственных мер, которые не соответствуют его законам: «таргетировать» инфляцию; допускать к торговле национальной валютой спекулянтов с бирж; резко повышать/снижать ключевую ставку; осуществлять денежную эмиссию под потребности банков, а не производства; образовывать «стабилизационные фонды»; допускать мультивалютное обращение; и т.д.

8а. Денежные доходы и расходы должны планироваться и контролироваться как на уровне государства, так и первичных производственных ячеек, вне всякой зависимости от того, государственное это образование или находится в частной собственности;

8б. Необходимо повсеместно, начиная от низовых производственных ячеек и до бюджета государства, заменить бухгалтерский принцип формирования финансовых планов на экономический – по статьям себестоимости и затрат, что соответствует их экономической природе;

8в. Устойчивое развитие экономики определяется наличием стратегического финансового планирования, основанное на исследовании наличия резервов экономического роста, а не экстраполяции статистики за прошлые периоды.

9а. Кредитная эмиссия должна осуществляться строго под конкретные проекты, что позволяет избежать инфляции за счёт эффекта действия кредитного мультипликатора;

9б. Банки имеют право получать дополнительные денежные средства от ЦБ только для инвестирования проектов хозяйствующих субъектов;

9в. Если у предприятия, представившего затратный инновационный проект, недостаточно залогового имущества, гарантом возврата кредита должно выступать государство;

9г. Предотвращение банковских кризисов должно базироваться не на системе страхования выплат по вкладам, что вызывает уменьшение объёма кредитного портфеля, а всего лишь ужесточением контроля со стороны ЦБ за наличием собственных и заёмных средств у банка и установлением унифицированного нерыночного норматива маржи между ставками по кредиту и депозиту.

9д. Деньги всегда имеют большую стоимость, чем та, которая заключена в них самих, но только в том случае, если кредитная эмиссия имеет строго целевое, инвестиционное назначение - на развитие производства, и не предназначена для потребления и покрытия дефицита бюджета любого уровня.

10а. Чтобы опережающий рост деривативов не становился источником кризисов, организация купли-продажи акций и облигаций должна не допускать спекуляции ими;

10б. Отвлечение денежных средств банков в деривативы и участие банков торгах на бирже недопустимо;

11а. Понижение стоимости денег должно компенсироваться ростом денежных выплат населению;

11б. Резкое изменение масштаба цен должно нивелироваться своевременно проводимой деноминацией;

11в. Реализация стратегии государства на рост производительности труда позволяет тормозить понижение стоимости денег.

03.02.2017                                                             Е.А.Скобликов

Яндекс.Метрика