Стратегия цифровизации. Часть 5-ая. Цифровизация в свете Новой теории денег

Стратегия цифровизации. Или стратегия + цифровизация?

Часть 5-ая. Цифровизация в свете Новой теории денег

Скобликов Е.А.

Аннотация. В 5-ой части статьи рассматривается взаимосвязь цифровизации с основными положениями теории денег, предложенной автором. И показано, что она будет приносить экономический эффект лишь в том случае, если будет соответствовать действию законов денежного обращения.

Введение

Мы все знаем, что материальный мир подчиняется законам – физическим. А общество – тоже? Да, но не им, а своим – законам функционирования общества, какими являются и экономические законы. Вместе с тем, между действиями обеих групп законов существует существенное различие. Экономические законы, в числе которых и законы денежного обращения, в отличие от законов материального мира действуют в обществе, что затрудняет их установление. Тем не менее, они тоже носят объективный характер, т.е. их действие также не зависит от воли и сознания людей, как и у физических законов. И очень важно понимать, что экономические законы, хотя ещё не изобретены приборы для обнаружения их действия, тоже нельзя как придумать, так и отменить - ни отдельный человек, ни государство. Это напомнил деятелям коммунистической партии ещё И.В.Сталин: «Люди могут открыть эти законы, познать их, … но они не могут … создавать новые законы науки» [Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М., 1952. с.2-3].

Люди не могут изменить сам экономический закон, но в отличие от законов материального мира в их власти и воле влиять на эффективность действия/противодействия ему при принятии решений. Если, например, закон всемирного тяготения преодолеть невозможно, камень всегда будет падать вниз, то законы, которые действуют в обществе, можно продолжительное время не соблюдать и даже сознательно нарушать в корыстных целях, а обнаружить это совсем не так просто, как с падением яблока на голову Ньютона. Власти РФ 30 лет исходят из совершенно ложной, перевёрнутой с ног на голову экономической теории, в которой, кратко говоря, «царь кормит мужика», когда на деле всё обстоит ровно наоборот – это бедные кормят богатых. В этом заключаются конкретные беды конкретной практики, и цель 5-ой части настоящей статьи показать, как, руководствуясь основными положениями теории денег, эффективно проводить цифровизацию в экономических отношениях.

Цифровизация в денежном обращении

Денежное обращение, как известно, является связующим звеном между производством, распределением, обменом и потреблением. А деньги – это прежде всего счёт и учёт, т.е. цифра. Следовательно, цифровизация должна быть тесно связана с действием законов денежного обращения. А какие и сколько законов денежного обращения функционируют в экономике? Здесь необходимо отметить, что ни одна из известных теорий денег не включает в себя обоснование всех законов денежного обращения. Попытка устранить этот пробел предпринята автором в монографии [Скобликов. Общая или Новая теория денег. М., Флинта. 2019], в которой приведены обоснование как всех известных, так и выдвинутых впервые законов денежного обращения вместе с соответствующими принципами денежно-кредитной политики, а также проект реформирования денежно-банковской системы на основе концепции Триединства, которая явилась главной темой настоящей статьи.

К известным законам денежного обращения можно отнести шесть, из которых три основных: количества денег, кредитной эмиссии и понижения стоимости денег, и три производных от общеэкономических законов, которые регулируют денежное обращение как законы концентрации денег, глобализации денег и плановости денежного обращения.  И дано обоснование ещё шести новых законов денежного обращения: неисключаемости денег, применимости денег, приоритета государственного регулирования денежного обращения, стабилизации денежного обращения, опережающего роста объёма использования финансовых инструментов, и взаимосвязи и взаимозависимости денег и власти. Рассмотрим, как должны решаться задачи цифровизации в свете Новой теории денег в порядке, в котором исторически начиналось действие каждого конкретного закона.

1-ый закон – закон неисключаемости денег

Деньги являются неисключаемым фактором производственно-хозяйственной, торгово-закупочной, бюджетно-казначейской и любой другой деятельности с момента их появления, и в этом вся суть данного закона. Всё, что нас окружает, так или иначе связано с деньгами. Как только появились первые деньги, обойтись без них человеческое общество больше уже не может. И затем, по мере развития их форм, всякие попытки ограничить использование денег влекло за собой ослабление экономики и негативные социальные последствия, потому что деньги из сугубо вспомогательных орудий товарообмена постепенно превратились в «перводвигатель» экономики и общественных отношений. А если рассматривать закон неисключаемости денег применительно к цифровизации, то реализация концепции Триединства будет лучшим и наименее затратным решением, поскольку она будет всегда показывать, что деньги заработаны честным путём. Более того, если у гражданина счёт находится в регистрационно-расчётном узле, он сможет заказать в РПУ анализ своих трат на ЖКХ, образование, питание, детей, и т.п. с тем, чтобы корректировать их, что и покажет каждому неисключаемость денег из жизни. Но даже не это главное. Уровень зарплат и доходов есть тот самый рейтинг, ради которого не надо устанавливать миллионы видеокамер – он точнее покажет, кто чего стоит. И не только. Я ещё при советской власти неоднократно выступал за то, чтобы уровень зарплат педагогов и учёных был самым высоким в стране, демонстрируя этим престижность этих профессий. Но даже у нашего президента весьма наивные представления об оплате в этой сфере деятельности, потому цифровизация в сфере статистики оплаты труда, и не только учёных, такова, что достоверность её нельзя оперативно проверить. И только концентрация регистрационно-платёжных операций как генеральное направление цифровизации позволит проводить реформы именно там, где в первую очередь следует вознаграждать за труд и таланты действительно нужных людей для общества.

2-ой закон – закон применимости денег

Закон применимости денег – это закон, согласно которого исторически, от зарождения и до наших дней, менялись формы денег, становясь всё более удобными и более применимыми для обмена на товары и услуги. Это согласно ему сначала товарные формы денег уступили место металлическим, затем уже золото утратило роль денег, и более удобными оказались бумажные деньги. Ныне и они уходят в прошлое, постепенно замещаясь электронными деньгами, а сами, не успев полностью заменить собой бумажно-денежный оборот, вскоре уступят место к цифровым деньгам, которые уже применяются в Китае, правда, пока в нескольких провинциях. Наш ЦБ тоже не собирается отставать, обещая начать их использовать с 2024 года. При этом надо иметь в виду, что действие закона применимости денег определяет не только порядок смены форм денег, но и установления курсов и порядка обмена валют – это не я, а закон применимости требует отказаться от «плавающего» курса рубля и перейти к дискретным курсам валют, обоснование чему было сделано во 2-ой части статьи.

Закон применимости денег говорит также однозначное «нет» на хождение иностранной валюты внутри страны согласно принципа: одна страна – одна денежная единица, национальная. Как говорят, если доллар ходит по стране, то хозяин не в Кремле (а там, где печатают доллар ...). И, разумеется, согласно закона применимости нужен полный запрет на использование и обмен криптовалюты, не дожидаясь реализации концепции Триединства. Почему-то до власть предержащих не только в нашей стране, но и во всём мире не доходит простая мысль, что допускать использование биткоина, эфириума и их производных значит поощрять фальшивомонетчество. Почему, если гражданин напечатает несколько тысячных или 5-ти тысячных купюр, или даже по незнанию купит что-то за случайно попавшую к нему фальшивую купюру, он заработает себе срок за уголовное преступление, но если кто-то в сарае «намайнит» себе биткоинов, т.е. товар не произведёт, но сможет приобретать товары и услуги за эти биткоины, он не преступник? Да, человечество должно быть благодарно за изобретение электронной формы распределённого реестра записей (блокчейна) Сатоши Накамото, но ровно в той мере, в какой мере мы должны быть благодарны взломщику сейфа или автору очередного компьютерного вируса, чтобы разрабатывать более сложные замки и методы противодействия хакерам.

3-ий закон – закон приоритета государственного регулирования обращения

Исторически государство запретило частную практику создания денег ещё в средние века, взяв под свой контроль эмиссию (чеканку) денег и денежное обращение, которое до этого имели исключительно частный характер. Но денежные бароны, которых никогда не устраивало лишение дармовых денег (эмиссионного дохода), всё же сумели взять реванш - с созданием ФРС частными банками в 1913 году в США начался обратный процесс, в результате чего в современных условиях в большинстве стран центробанки постепенно стали частными или «независимыми», как в новой России. Но независимы они, как мы видим на примере России, от правительств собственной страны, зато слепо следуют рекомендациям, исходящих от международных финансовых структур. И что, большую пользу принесло стране их одобрение идеи А.Кудрина о создании резервных подушек в кризис 2008-2009гг? Совсем наоборот, деньги фонда стабилизации перекочевали в банки, а те их вывели из страны, в результате чего падение экономики в России было самым глубоким в Европе. А переход к плавающему курсу рубля и политике таргетирования инфляции в 2014 году по рекомендации МВФ также привёл к длительному периоду стагнации в экономике.

Но если роль государства ослаблена, вследствие чего происходит беспрепятственный вывод капиталов за рубеж и уход от налогов в офшорные юрисдикции, то в соответствии с данным законом необходимы уже конституциональные изменения. А это значит, что пришла пора, согласно концепции Триединства, вернуть Казначейству функции государственного регулятора денежного обращения. Это позволит сделать цифровизацию союзником и частью стратегии роста экономики и благосостояния граждан страны, в то время, как это можно наблюдать на примере Сбербанка и других частных финансовых структур, объявивших себя экосистемами, то став многопрофильными монополиями, они начинают действовать в противоположном направлении.  

4-ый закон – закон количества денег в обращении.

Этим законом регулируется монетизация экономики, а также её рост и развитие, а потому сфера его действия гораздо шире, нежели обеспечение количества денег в обращении - канализация денег в различные резервные фонды, включая международные, также подчиняется ему. Резервы денежных средств важны и нужны, вопрос в их оптимуме, а не в наличии. У Сталина вообще не было резервов в нынешнем понимании, а масштабы индустриализации поражают до сих пор! Решение может быть только одно - баланс между денежной массой (М2) и накоплениями и резервами. Иначе изъятие из оборота сверхнормативного количества денег, нарушающее баланс, будет не ослаблять кризисные явления и торможение экономики, а усугублять их. Но только в рамках реализации концепции Триединства, которая охватывает цифровизацией всё количество денег в обращении, будет возможно контролировать и регулировать все эти процессы, включая и деньги лиц, которые прибывают в страну, деньги иностранных компаний, которые имеют право беспрепятственно переводить получаемые дивиденды на родину, наших состоятельных граждан, которые свои доходы тратят за рубежом, коммерческих банков, и т.п. обмены рублей на валюту и наоборот, поскольку эти операции также уменьшают/увеличивают их количество денег в обращении.

5-ый закон – закон концентрации денег

Закон концентрации денег является объективным экономическим законом, т.е. действует независимо от воли и сознания людей. Именно этот закон стал повивальной бабкой появления на свет банков взамен менял и ростовщиков, затем, по мере роста общей суммы обращающихся денег, они стали концентрироваться в крупных банках с одновременным разорением мелких и средних банков. Так действует закон, жёстко и бескомпромиссно, по принципу: деньги должны концентрироваться в более крупных и надёжных банках. Но именно по этой причине главным концентратором денег должно быть Казначейство, поскольку только в этом случае цифровизация будет самой эффективной, что полностью корреспондируется с концепцией Триединства.

В то же время, отличительная особенность Казначейского блокчейна состоит в том, что это не средство борьбы, нет, а непреодолимая преграда для лжеконцентрации денег во всяких псевдорыночных образованиях, когда нечестные дельцы, собрав деньги доверчивых клиентов, затем исчезают с ними, объявив о своём банкротстве. К сожалению, граждан ничему не научила история с МММ Мавроди, и они продолжают с поразительным легкомыслием подпитывать своими деньгами очередных мошенников. А ЦБ, являющийся в стране финансовым регулятором, чаще всего будет бесстрастно констатировать, совсем как в басне Крылова, что де фирма «имеет признаки финансовой пирамиды» почти всегда уже после того, как эта пирамида рухнет. Именно так, например, было заявлено в отношении компании Finiko из Казани, обещавшей доходность 20–30% в месяц, но в июле 2021-го переставшей выплачивать деньги вкладчикам. Но дело в том, что деньги сами не исчезают, они присваиваются устроителями пирамид, а обнаружить и изобличить их в мошенничестве при нынешней системе денежного обращения практически невозможно. Да и кто искать будет, если правоохранители всегда в доле именно по этой причине.

Совсем по-другому работает Казначейский блокчейн. Та же компании Finiko, как обнаружилось, не имела регистрации как юридическое лицо, а МПО «Вогульский пайщик», например, сообщает совершенно фантастические цифры об имевшихся якобы у него активах (61 трлн рублей!), куда типа были вложены деньги пайщиков. При функционирующей казначейской системе регистрации и платежей, даже если бы нашлись такие ушлые люди, как Доронин (главный пропагандист Finiko), у них ничего бы не вышло – нет юридического лица, нет и счёта, куда можно собирать деньги. Но предположим, что фирма имеет регистрацию, но устроители не для того её создавали, чтобы вкладывать деньги клиентов в дело, а тем более возвращать их. А вот тут их бы ожидал облом – деньги они могли бы использовать только на уставные цели и было бы видно, что их получило юридическое лицо, а не они сами, ибо сами могли получать только зарплату. И врать про баснословные триллионы поостереглись бы ...

Впрочем, концентрация денег может легко контролироваться Казначейским блокчейном и в сфере некоторых признаваемых легальными операциях, например, микрофинансирования граждан, которые вроде бы помогают гражданам, но на самом деле есть подлый грабёж попавших в беду людей. Так эта деятельность просто перестанет быть успешной и потому исчезнет, т.к. кто же из устроителей захочет, чтобы одним нажатием кнопки в Казначействе будут знать куда они потом выводят деньги клиентов? А что касается вопросов социальной поддержки, то в Казначейском блокчейне они могут решаться и без микрофинансирования как такового – там же будет видно, чья семья действительно нуждается. И вообще, если все деньги будут проходить через Казначейство, то их концентрация станет насколько беспрецедентной, что позволит отказаться практически от всех систем резервирования/страхования на случай банкротства и т.п. меры, препятствующие концентрации денег, чему поможет искусственный интеллект (ИИ). 

6-ой закон – закон глобализации денежного обращения

Глобализация тоже является всеобщим законом экономики и кладёт своё начало с возникновения торговли между различными государствами. Но с самого начала закон действовал в интересах наиболее развитых и могущественных государств, которые в результате опоры на него становились ещё более успешными. А основным инструментом для завоевания всё новых рынков сбыта становится экспансия сильных государств в национальные финансовые системы более слабых стран. А подчинив денежное обращение суверенных стран, мощное государство прочно привязывает капиталы стран сателлитов к собственной экономике. Так поступала Англия в период своего первенства в мировой экономике, так ведёт себя в нынешнее время США и Евросоюз, так и Китай придерживается аналогичной стратегии в отношении стран ЮВА и Африки, да и России.

Да, закон глобализации денег такой же объективный экономический закон, но это не означает, что надо безропотно подчиняться фининтерну. Как раз наоборот, зная, как он действует, можно использовать его ресурсы для поднятия экономики собственной страны – именно так поступили Китай, Ю.Корея и Вьетнам. Ограничителем власти глобализаторов может послужить и цифровизация, если правильно выбрать направления её использования. А наиболее успешным здесь будет передача из ЦБ в Казначейство функций регулирования денежного обращения, что позволит явочным порядком не соблюдать условия вашингтонского консенсуса: независимости ЦБ, рыночного курсообразования, свободы движения капиталов и либерализации валютного законодательства, и т.д., обеспечивающих беспрепятственный переток денег на счета международных финансовых структур или в офшоры. Тогда международные резервы и ФНБ будут размещены во внештогбанках ВТБ и ВЭБ, т.е. физически находиться не вне пределов России, это раз. Два, это передача в эти банки установления курсов валют – но не «плавающих», а дискретных. И три – полный запрет обращения иностранной валюты в стране. Но главное – принять незамедлительные меры к переходу на расчёты во всех внешних сношениях на цифровой рубль. При этом можно, не дожидаясь его введения, хоть с завтрашнего дня переходить на расчёты с «братскими» республиками бывшего СССР электронным рублём, а не в долларах или евро. Почему это важно? Так, например, если наложить санкции за русофобскую политику «Незалежной», которая получает весь бензин и дизтопливо из Белоруссии и России, то в случае переориентации на европейских поставщиков с их дорогим топливом это приведёт к коллапсу в украинской экономике. Но если даже не сразу, а постепенно переходить на расчёты с ней в рублях, Зеленскому придётся куда быстрее поменять западный вектор политики на восточный, чтобы получать эти рубли. Сейчас же все расчёты ведутся в долларах, которая Украина получает взаймы от МВФ и Евросоюза, поэтому и заискивает перед Вашингтоном и Брюсселем. Впрочем, как и другие «братские» (ранее) страны ...

7-ой закон - стабилизации денежного обращения

Суть данного закона в том, что какие бы ошибки не допускали органы управления, сколь бы не было сильным вмешательство извне, с течением времени расстройство денежного обращения как бы само собой приходит в норму. Но переход на казначейскую систему делает ситуацию подобного коллапса вообще невозможной, ну, если только финансовое руководство страны не прекратит руководствоваться либеральным принципом «невидимой руки» рынка, пуская на самотёк денежную политику и, более того, будет продолжать следовать требованиям вашингтонского консенсуса.

8-ой закон – закон плановости денежного обращения

Этот закон является производным от общего закона управления экономикой – закона планирования. Но сфера его действия уже – для государства это планирование денежного обращения, финансов, или составления бюджета и контроля за его исполнением (приход/расход), а для производственного образования это чаще всего финансовый план. Если же план составляется на основании ложных или недостоверных данных, и хуже того, на основании прогнозов/гаданий неизвестно на чём, какие регулярно выдают Минфин, Минэк и ЦБ, то мы имеем нежелательные последствия из-за влияния неучтённых факторов, что и наблюдается сплошь и рядом. Но цифра, цифра, да, она могучий инструмент планирования, однако если она достоверна, точна и её можно получить оперативно. А получать её в таком качестве достижимо только при реализации казначейской системы регистрации прав и расчётов при использовании технологии распределённого реестра с обработкой всех первичных данных в Государственном комитете статистики и регистрации прав (ГКСиРП) в территориальном и отраслевом разрезе. 

9-ый закон – закон кредитной эмиссии

Исходным пунктом действия данного закона является то свойство денег, что они потенциально представляют собой самовозрастающую стоимость. Но только в том случае, если деньги, при том неважно, эмитируемые или сберегаемые, имеют инвестиционное назначение.  Кредит на развитие не приводит к инфляции вследствие действия кредитного мультипликатора, поскольку дополнительное количество кредитных денег, как правило, соответствует производству дополнительной товарной массы по всей цепочке товаропроизводителей. В России кредитная эмиссия носит в основном опосредованный характер, поскольку осуществляется Центральным Банком путём предоставления кредита частным банкам или докапитализации их активов в предположении, что эти банки лучше правительства разбираются в том, как и куда развиваться реальному сектору экономики. Практика же свидетельствует об обратном – каждый отдельный банк, не зная реальной ситуации в стране из-за узости секторального охвата денежного рынка, предпочитает сидеть на куче собранных с клиентов деньгах, но не рисковать. Поэтому закон кредитной эмиссии в нынешней ситуации и не может действовать в полную силу, т.к. не объединённые единым планом и стратегией частным банкам недоступно воспринимать сигналы обратной связи, поступающие со всего рынка, а потому каждый из них действует, не видя ничего дальше горизонта собственной выгоды. Поэтому только реализация концепции Триединства вместе с делением банков на сберегательные и инвестиционные позволит закону кредитной эмиссии заработать в полную силу, поскольку они будут вынуждены сосредоточить усилия не на извлечении прибыли с потребительского кредита, а на кредитовании реального сектора экономики, выискивая и поддерживая те стартапы, которые будут приносить наибольший доход не только предпринимателю, но и инвестиционному банку. И международные займы, которые тоже можно отнести к кредитной эмиссии, приобретут иное качество, ибо будут проходить через ВТБ и ВЭБ Казначейства и использоваться в основном не на погашение задолженности, а на новые проекты, новое оборудование и технологии, чтобы обеспечивать рост производства товаров и услуг в нашей стране. Портфельные же инвестиции, которые по сути не являются кредитом, а куплей-продажей отечественных активов с перевод их в частичную, а то и полную иностранную юрисдикцию, будут по-прежнему оставаться прерогативой биржевых сделок, надо только перестать называть их инвестициями.                     

10-ый закон – закон опережающего роста использования финансовых инструментов

Как показывает статистика, к настоящему времени в экономике лишь 8% ресурсов банков тратится на кредитование реального сектора экономики, а основной объём финансовых ресурсов «крутится» между биржей и банком, что снижает монетизацию реальной экономики. И есть опасность того, что в результате действия этого закона такое соотношение станет ещё более неблагоприятным в последующие годы, ибо отменить действие объективного экономического закона, как мы знаем, невозможно. Но затормозить или снизить его отрицательные последствия вполне по силам, если взяться за реализацию концепции Триединства. Как? Если установление курсов валют покинет биржу, а на той же бирже сделки будут заключаться в рублях, поскольку не будет хождения доллара и других иностранных валют и, тем более, криптовалют, то инвесторы скорее предпочтут вкладывать деньги в реальный сектор экономики, нежели испытывать судьбу на бирже в сделках с финансовыми инструментами.

11-ый закон – закон понижения стоимости денег

Надо понимать, что закон понижения стоимости денег не является законом инфляции, хотя и связан с ней - товары и услуги становятся дороже в основном потому, что деньги становятся дешевле. Инфляция есть рост цен при дефиците товаров или росте издержек, а понижение стоимости денег происходит из-за того, что в любой исторический период одни социальные группы выступают с требованием повышения заработной платы и размеров социального обеспечения, другие – увеличения затрат на оборону (военные), науку, образование и культуру, медицину, и т.д., а оппозиция поддерживает эти требования. И у власть предержащих удовлетворение собственных потребностей носит первоочередной характер, что видно из того, что средства на содержание аппарата управления всегда растут темпами, опережающими рост экономики. Чтобы удовлетворять эти все требования, у государства есть всего две возможности – либо поднимать экономику на такой уровень, чтобы соответственно росли и доходы бюджета, либо вбросить в оборот дополнительное количество денег путём эмиссии. А поскольку любое ограничение созданию денег в итоге уступает дешевизне процесса их создания, почти всегда выбирается второй путь. В итоге масса денег растёт более быстрыми темпами, чем товарная и потому они становятся дешевле.

Но может ли препятствовать этому цифровизация, если процесс создания денег сводится к набору суммы эмиссии на клавиатуре ПК в Центробанке? И неважно, что реальный алгоритм эмиссии, конечно, куда более сложный: через установление ключевой ставки, рефинансирование банков, регулирование резервов, и т.д., вот только в ЦБ не могут гарантировать, что все используемые инструменты дадут именно ту сумму, превышение которой не вызовет понижения стоимости денег. Но именно в этой механике как раз и кроется вся ненадёжность антиинфляционных мер «независимого» ЦБ, с непредсказуемыми последствиями для экономики. Замена прямого регулирования количества денег в экономике таргетированием инфляции, в результате чего, например, в период марта-апреля 2020 года денежная масса выросла в 1,2 раза, никак не повлияла на рост инфляции до 6% с победных 2,5%. И надо полагать, что если будет проведена реформа денежно-банковской системы с передачей функций эмиссии от ЦБ с его «независимостью» Казначейству, в котором цифра займёт подобающее место для регулирования количества денег, то понижение их стоимости как раз и стабилизируется на уровне 2-4%.

   12-ый закон - взаимосвязи и взаимозависимости денег и власти

Вообще-то, в монографии Общая или Новая теория денег, которая вышла в свет в 2019 году, было обоснование 11-ти законов. Но когда шло её обсуждение на Круглом столе в Финансовом университете при Правительстве РФ в декабре 2019 года, мне вдруг пришло в голову, что не хватает именно этого, 12-ого закона. И если сформулировать его на смысловом уровне, то его формула проста: «Деньги рождают власть, власть рождает деньги». Или ещё точнее: «Есть власть – есть деньги, есть деньги – есть власть». Вот характерный пример. После того, как Путин досрочно отправил в отставку главу Дагестана Р.Абдулатипова в конце 2017 года, на его место был назначен бывший генерал-полковник полиции, зампред Госдумы В.Васильев, где он курировал работу думского комитета по безопасности и противодействию коррупции. А вступая в должность заявил, что в своей работе в Дагестане он будет “опираться на местные кадры”. Но опереться реально он мог только на тех, кто довольно успешно конвертировал власть в деньги: «Более 80% крупного бизнеса Дагестана принадлежит министрам, депутатам, главам, чиновникам высокого ранга и лицам, аффилированным с ними. Вследствие чего крупный бизнес как не платил налоги, так и не платит.». Да, при Васильеве были арестованы около 60 руководителей республики, но цитата взята из заметки 2019 года, когда он был уже 2 года во власти. Следовательно, изобличение и аресты потерявших бдительность чиновников имела скорее имиджевый характер. И тысячи примеров взаимосвязи власти и денег говорят о том же - без денег невозможно обрести властные полномочия на любом уровне иерархии управления. В США ставленник промышленного капитала Трамп проиграл представителю финансового капитала Байдену, потому что последний опирался на гораздо больший капитал. И Грудинин не стал президентом по той же причине – слишком несопоставимы были активы. Но в принципе, какой бы исторический промежуток, какую бы страну мы не взяли, эта зависимость денег и власти всегда себя обнаружит. Сталин был велик и могуч, но скромен до аскетичности, однако и при нём элита имела большие привилегии. И увы, она же его и погубила ради ещё больших денег. И власти!

Но не это главное в понимании данного закона.  Только тогда государство имеет наибольшую власть и полномочия, если имеет право создавать деньги в любом количестве и контролировать их обращение. Но когда захватившие власть либералы это право делегировали и закрепили за «не зависимым» от правительства Центральным банком, они лишили государство главного рычага управления страной - управлять обращением денег и насыщать его деньгами. Оттого-то президент страны вместе с Госдумой и Совфедом бессильны перед произволом ЦБ, который регулирует денежно-кредитную политику в соответствии с указаниями МВФ и вашингтонского консенсуса, в то время как его первейшей обязанностью является обеспечение монетизации экономики. При этом Центральный банк в противовес пассивной цифровизации в Казначействе буквально из-под рук выхватил у него централизацию платежей (система быстрых платежей - СБП), тем самым усилив свою власть, а переход на цифровой рубль сделают её практически безграничной, что весьма опасно, памятуя о том, что никто не отменял закон глобализации денег с пока неустранимой гегемонией США. Сможет ли тогда страна сохранить свою независимость? Вряд ли. Поэтому централизация проведения регистрационно-платёжных операций в системе Казначейства по сути есть не только возврат к исполнению исторической миссии и роли казны в становлении государства, но и укрепление суверенитета страны власти и значения. А цифровизация что? Её надо рассматривать прежде всего в аспекте укрепления власти государства. 

Заключение

Законы денежного обращения не действуют изолированно друг от друга, а всегда в комплексе и взаимодействии - как целостная динамичная система. Поэтому полумерами невозможно добиться должного эффекта. Так, нынешней политике дедолларизации экономики уже сколько лет, а доллар только укрепляется, потому что эта политика не увязана с законами применимости, количества денег, и т.д.. Можно также перейти на цифровой рубль, но оставить в неприкосновенности мультивалютное обращение, т.е. побояться тронуть доллар. И тогда уже цифровой рубль станет служанкой доллара, чего тем более следует ожидать, если и доллар тоже станет цифровым. Или оставить в неприкосновенности ныне действующую систему курсообразования, отвергнув проект образования клиринговых расчётных центров, т.е. национализацию внешней торговли, как несоответствующей рыночным свободам. Но дело как раз в том, что освободиться от доллара без клиринговых расчётов не удастся и, следовательно, тогда на валютных биржах по-прежнему будут править бал спекулянты-нерезиденты, в руках которых доллар, как и ныне, будет «плавать» против национальной валюты. Но, с другой стороны, и ввести сразу весь комплекс мер не получится, нужен постепенный переход к новой денежно-финансовой стратегии в соответствии с законом планирования денег.

Если мы знаем, как действуют законы денежного обращения, то можно избежать и многочисленных ошибок, которыми сопровождается цифровизация, что и было рассмотрено выше. Как у А.С.Пушкина царь Борис Годунов наставлял своего сына?

Как хорошо! вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Всё царство вдруг: границы, грады, реки:

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни....

Но руководители финансово-экономического блока в правительстве руководствуются не экономическими законами, а скорее указаниями из МВФ, в связи с чем в России беспрецедентно низкий уровень монетизации (чуть более 40% ВВП), в то время как у Китая она в 5 раз больше, поэтому там и экономика растёт во столько же раз быстрее. Так что экономической науке остаётся только одно - растить и пестовать «сладкий плод ученья» в ожидании кого-то другого, кто действительно понимает, что наука позволит нам сократить опыты быстротекущей жизни … И ждать того момента, когда самой жизнью будут востребованы её плоды, в том числе и концепция Триединства с проектом реформирования денежно банковской системы страны на основании положений Новой теории денег.

12 августа 2021 года

Опубликовано в ж.Цифровая экономика: http://digital-economy.ru/stati/teorii-deneg.

Возможно, это группа людей, скрывающихся под его именем, поскольку настоящего автора до сих пор найти так никому и не удалось.

Гладунов О. (2014).  Советы экономических убийц. http://svpressa.ru/economy/article/86871/.  

Антонио Спилимберго: «ЦБ должен быть готов повысить ставки». https://bankir.ru/novosti/20140502/antonio-spilimbergo-tsb-dolzhen-byt-gotov-povysit-stavki-10074969/.

Юридического лица как такового не существует. https://www.business-gazeta.ru/article/516224

Компания с активами 61 триллион, это половина от ВВП. И отсутствующая в реестрах ЦБ. https://www.klerk.ru/buh/news/511267/.

Иваткина Мария. Банкиры выдавливают бизнес "в тень". https://tsargrad.tv/articles/bankiry-vydavlivajut-biznes-v-ten_98475.

Очень хорошо процес удешевления денег на примере  США показан  в статье Дэвида Эйфрига «Готовы ли вы к ФИНАНСОВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ?», которую можно найти на сайте https://whotrades.com/. (ссылка не приводится, т.к. очень длинная)

Мелкий бизнес “отжали” на 5 млрд, а крупный по-прежнему не платит : https://kavcomment.ru/analitika/melkij-biznes-otzhali-na-5-mlrd-a-krupnyj-po-prezhnemu-ne-platit/.  

Яндекс.Метрика