7.4. Решение каких проблем обеспечивает казначейский блокчейн

7.4. Решение каких проблем обеспечивает казначейский блокчейн

Казначейский блокчейн позволит наиболее полно реализовать законы денежного обращения, а потому обеспечит более высокие темпы роста экономики за счёт: получения достоверной информации, точного учёта и контроля доходов, повышения управляемости экономическими процессами, ликвидации коррупции и незаконной предпринимательской деятельности, повышения собираемости налогов, деловой активности, снижения ставок по кредиту и инфляции, и т.д., что будет детально рассмотрено в последующих подпараграфах.

7.4.1. Технология расчётов и платежей в казначейском блокчейне

Ограничение наличного обращения является такой же оздоровительной мерой, как и диета, что и обеспечивает с успехом казначейский блокчейн (КБ). Его применение позволяет все расчёты между юридическими лицами за товары, материалы, комплектующие, энергию, аренду земли, за лизинг и услуги, вести электронно через РПУ, то есть исключительно в безналичной форме. Физическим лицам зачисляется зарплата и поступления денежных средств из всех источников только на единственный лицевой счёт в РПУ тоже безналично, а все приобретения они могут делать только с использованием пластиковых карт через кассовые терминалы магазинов и супермаркетов, а также не выходя из дома в режиме он-лайн; ими же оплачивают услуги в ателье, такси, в общественном транспорте, ресторанах и кафе. Возможно использовать для расчётов не карты, а мобильные телефоны, часы или браслеты, оснащённые устройствами NFC (Near field communication – «коммуникация ближнего поля»), привязанные к мобильному банку. Это не означает, что оплата наличными полностью исчезнет – люди должны иметь возможность покупать сельхозпродукты у сельских жителей  [1] и другие товары индивидуального производства, рассчитываться ими за помощь в возделывании огородов, выращивании овощей на даче, настройку компьютера на дому, и т.п. услуги. Однако ежемесячно получаемые суммы наличных должны быть лимитированы в зависимости от удельного веса таких расчётов в общем объёме затрат, которые с течением времени будут сокращаться. Например, в Швеции наличная денежная масса по отношению к ВВП в 2016 году уже составляла всего 1,4% (к 2020 году ожидается 1%), у Новой Зеландии - 2,0%, а у Франции - 9,4% [2]. При этом работающие граждане и пенсионеры смогут получать наличные только через банкоматы, опять же с использованием карточек, что будет отражаться на их лицевом счёте в РПУ. А крестьяне и индивидуальные предприниматели, не имеющие терминала для приёма карточек, наоборот, будут зачислять полученную выручку через банкоматы для того, чтобы они сами могли безналично приобретать товары в магазинах и оплачивать услуги. И бизнесмену неоткуда взять наличные для «зарплат в конвертах» и образования кэша «чёрного нала», вся зарплата работникам будет «белой» и острота проблем формирования пенсионного фонда значительно понизится.

7.4.2. Казначейский блокчейн - мощный инструмент ликвидации коррупции

Сейчас страну захлестнула коррупция. А будет ли она, если всё общество будет соблюдать казначейскую «денежную диету», при которой все юрлица не смогут получать наличные в РПУ даже на зарплату персоналу и, тем более, совершать сделки с использованием наличных, а граждане смогут использовать их очень ограниченно? Можно ли будет делать откаты или давать взятки чиновникам, если и предприниматели, и чиновники имеют один единственный лицевой счёт, на который могут поступать только зарплата и премии, а также другие выплаты только из их организаций? И правы ли те, кто против ограничения расчётов наличными? Вот один из таких протестов (взятых наугад из 9 млн результатов поиска): «Широкая публика осознает запрет наличных денег, когда будет уже поздно», а «Кредитные карты — «лучший способ потерять контроль над финансами», и всё в таком же духе [3].

Почему-то авторам, усматривающих злокозненность госорганов в ограничении хождения наличных денег, не приходит в голову простая мысль, что возможность получать незаконно и тайно наличные, и служит основой всех коррупционных схем – все взятки и откаты совершаются именно наличными деньгами. И это при том, что выдача наличных строго контролируется Центральным банком. Ни одному юридическому лицу коммерческие банки не вольны выдавать наличные без кассового плана, без проверки его обоснованности, за несоблюдение которого могут и лицензии лишить. А тогда оттуда берутся миллиарды рублей и валюты, которые оседают в карманах чиновников и правоохранителей? Оказывается, есть лазейка - всяким ООО и ИП разрешено получать в банках наличные для оплаты ими закупок металлолома, вторсырья и у фермеров мяса, овощей, фруктов, а также мёда и лекарственных трав у населения. Поставщиками наличных денег, как и прежде, являются вещевые, строительные и продовольственные рынки и компании с большим объёмом наличной выручки, например, транспортные и торговые сети. Из этих сфер и извлекаются наличные за определённый процент «обнальщиками» (7-10%): в первом случае они через фирмы-однодневки получают в банке наличные, например, 20 млн рублей на закупку металлолома, тогда как реально требуется в 50-100 раз меньшая сумма, а во втором покупают выручку в торговых сетях, зачисляя безналичные на счёт магазина [4], оставляя в кармане её владельца эти 7-10%. Кроме того, ИП как физическое лицо может совершать обналичивание денег в неограниченном количестве, без указания статьи расхода. Кроме расходов на взятки и прочие незаконные действия, наличка позволяет существенно повышать прибыльность бизнеса за счёт выдачи зарплаты в конвертах. Действительно, если на фирме работает 100 человек, а официально числится всего 10, то за 90 человек фирма не платит НДФЛ и не отчисляет деньги в пенсионный и другие фонды, что даёт экономию в почти половину фонда заработной платы. А если ещё реализация её продукции и услуг осуществляется в наличной форме, это вообще позволяет вести очень прибыльный бизнес.

Вот почему нас чуть ли не каждый день «радуют», оповещая по всем каналам об очередном коррупционном преступлении. Ещё недавно все были поражены тем, что губернатор дотационной Сахалинской области Александр Хорошавин насобирал взяток аж на 1 мдрд рублей наличными, которые хранил дома (а сумели доказать только 5,5 млн рублей). Но оказалось, что лидерами по суммам взяток являются те, кто по долгу службы обязан бороться с коррупцией. Так, в 2016 году был взят под стражу врио начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции в МВД полковник Дмитрий Захарченко, у которого изъяли в ходе обыска в квартире его сестры почти девять миллиардов рублей в разной валюте, он имел в собственности 23 квартиры и машиноместа, а также несколько дорогих автомобилей. Побил его рекорд по взяткам другой полковник - начальник отдела управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ Кирилл Черкалин, который курировал борьбу с преступностью в банковской сфере. В апреле 2019 года при обысках в трёх квартирах Черкалина оперативники изъяли наличные на сумму, эквивалентную 12 млрд. рублей [5], для перевозки которых потребовались бы, как минимум, полтора КамАЗа. Расследование, проводимое по делу Черкалина, привело к тому, что были объявлены в международный розыск экс-руководители российских банков Владимир Столяренко и Александр Бондаренко, сейчас скрывающиеся (предположительно) в США. Оба считались одними из лучших профессионалов в своём деле, а В.Столяренко был даже членом общественного совета ФСБ [6].

 Впрочем, стоит ли удивляться, что правоохранители стали одним из звеньев обеспечения коррупционных схем, если и чиновники ЦБ России «активно зарабатывают на коррупционных схемах», на что неоднократно обращает внимание общественности М.Хазин [7] (если бы это было не так, его давно бы привлекли к ответу за клевету). Контролирует-то контролирует ЦБ оборот наличных, но в цепочке коррупционного обогащения, как правило, всегда присутствует коммерческий банк в качестве звена, чтобы незаконный вывод средств состоялся. Но почему-то регулятор обнаруживает противоправную деятельность его руководства чаще всего «только после того, как их владельцы благополучно успевают вывести все активы своих учреждений в зарубежные офшоры» [8]. И обманутые вкладчики банков просвещают нового главу ЦБ Э.Набиуллину (обращение от 08.09.2014), как это происходит: «схема банкротств везде одинакова и сводится к сл. формуле: 1) АКТИВЫ вывыдоят в оффшоры [какая точная грамматическая ошибка! Действительно, «вывыдоят» из экономики – Е.С]; 2) ХОЗЯЕВА БАНКОВ получают вид на жительство за границей и уезжают туда; 3) ГОД и более банк продолжает работать уже пустышкой и «пылесосит» деньги вкладчиков; 4) только потом!!! - ОТЗЫВ лицензии, когда крупных активов и денег в банках уже нет» [9]. Принимаются ли в ответ какие-нибудь меры? Вроде бы «да», если судить по интервью банкира А.Лебедева Радио «КП» от 30.09. 2016, где он сказал, комментируя информацию об аресте Захарченко, что «ЦБ так ужесточил надзор, что там муха без билета не пролетит» [10]. Но арест Д.Чекалина и его подельников показал, что деньги продолжают «улетать» из банков не мухами - КАМАЗами …

Самой питательной средой, на которой пышным цветом расцвела коррупция, является государственная система госзакупок. В реальности потери бюджета при госзакупках составляют не менее 10–15%. А что предлагают? «Чтобы улучшить ситуацию с госзаказом, за нарушение этих предписаний должен быть предусмотрен существенный штраф» [11]. И как в таком случае органы власти собираются бороться с коррупцией? Прежде всего, считают они, надо определить её масштабы, и с этой целью в 2019 году планируется провести опрос среди рядовых граждан и предпринимателей, чтобы составить рейтинг коррупционности регионов [12]. Не правда ли, что выбран, прямо скажем, странный способ борьбы с коррупцией? Но если посмотреть с другой стороны, всё становится на свои места - власть не собирается всерьёз бороться с коррупцией, поскольку это её способ существования. Зачем проводить опрос (опрос!), если достаточно вбить в компьютер данные о полученной зарплате и иных официальных доходов чиновника за несколько лет и сравнить их с приростом его имущественных и денежных активов, что позволит абсолютно точно установить объёмы коррупционных потоков, даже не прибегая к помощи искусственного интеллекта. Более того, все следы коррупционных действий можно легко обнаружить, как утверждает банкир А.Лебедев, потому что «без банковской системы не обойтись. Поэтому отыскивать эти деньги несложно. Даже если сервер уничтожен» [13].

Однако, если коррупционерами являются те, кто по своей должности обязан с ней бороться, вряд ли кто-то из них последует примеру унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Нужны иные решения, таким и является использование технологии казначейского блокчейна, которая позволит практически полностью уничтожить коррупцию и избавить общество от этого позорного явления, поставить непроходимую преграду для взяток и откатов, и оставить «обнальщиков» без работы – чисто технически. Посмотрим, как она будет работать.

Предположим, несмотря на то, что оборот наличных сведён к минимуму, какому-то бизнесмену всё же удалось насобирать сотни тысяч, миллионы или даже миллиард наличными и «занести» в нужный кабинет за «решение вопроса». А что тот будет делать с этой суммой налички, если с ней ни в ресторан сходить, ни новой квартирой обзавестись, ни на отдых съездить, ни даже самого дешёвого алкоголя купить нельзя, если расчёт за все эти блага только по карточке, на которую могут зачисляться только зарплата, премии и иные легальные доходы, да и все покупки записывают в нестираемый блок на лицевом счёте? И наличные нельзя будет положить на карточный счёт ни жены, ни детей – зачисление денег и на их счета тоже могут быть только легальные, да и в магазине у них их не примут, все покупки только по карточке с лицевого счёта. Поменять на валюту тоже не получится – все банки специализированные и работают только с безналичными рублями, а ВТБ и ВЭБ обслуживают только экспортно-импортные операции юридических лиц. Вывезти контрабандой за рубеж? Но кому там нужны наличные рубли, если их нельзя потратить в России?

Таким образом, централизация регистрационно-платёжных операций станет самым эффективным способом борьбы с коррупцией.

7.4.3. Ликвидация незаконной предпринимательской деятельности

Незаконная предпринимательская деятельность сейчас процветает вплоть до рабовладельчества и, по разным подсчётам, ею занимаются от 15 (Голикова) до 38 млн (Голодец) россиян, и ещё никем не подсчитанное количество иностранных граждан. Так, например, нелегально прибывающие в страну китайские граждане выращивают во многих регионах экологически опасные овощи, содержание химикатов в которых до 200 раз (!) превышает допустимые нормы, а на земле после них ничего уже расти не может [14]. Но если будет работать казначейская система, такая ситуация станет просто технически невозможной. Граждане Китая, пересекая границу легально, получали бы карточку, на которую нанявший их арендатор должен будет начислять им зарплату, причём не менее установленного минимума; приобрести химикаты арендатор смог бы только через РПУ, и было бы зафиксировано какие, сколько и имеют ли сертификаты соответствия; оптовый покупатель овощей также будет рассчитываться с арендатором только через РПУ; арендатор заплатит все полагающиеся налоги, а прибыль, полученную в рублях, он будет переводить в Китай через отделения ВТБ по дискретному курсу, т.е. такому, который экономически выгоден для нас. Чиновники, лишённые возможности получать взятки от китайских арендаторов, перестанут смотреть сквозь пальцы на уничтожение земли химикатами и станут своевременно принимать меры, а главное, будут помогать отечественным предпринимателям заниматься овощеводством. Точно так же прекратятся «чёрные» рубки леса, уменьшится количество лесных пожаров и вывоз кругляка в Китай, незаконный лов рыбы и добыча чёрной и красной икры, и т.п. теневое предпринимательство, поскольку расчёт наличными для контрабандиста и браконьера потеряет всякий смысл. С другой стороны, в этих сферах деятельности предпринимательство не развивается потому, что высокие кредитные ставки делают его невыгодным. Поэтому реформа регистрационно-платёжных операций должна сопровождаться и специализацией банков.

С построением капитализма, с его якобы беспрерывно понижаемые конкуренцией ценами, авиаперелёт любого гражданина в любую точку необъятной России должен был бы стоить много дешевле, чем при тоталитаризме в СССР. Но оказалось, что «эффективный собственник» сделал авиаперелёты во много раз дороже, о чём Аркадий Мамонтов в 2013 году посвятил целых три передачи [15]. С той поры прошло 6 лет, но не только ровным счётом ничего не изменилось, но стало ещё хуже, особенно в региональных авиаперевозках Сибири и на Дальнем Востоке – использование списанных самолётов, контрафактных запчастей, отсутствие элементарных удобств для пассажиров при заоблачных ценах на авиабилеты, стоимость которых на 80-90% компенсирует государство, кормя, в сущности, теневой бизнес. Как это получается, что при одинаковых климатических условиях тарифы на Чукотке  в 3 раза выше, чем на Аляске и в четыре, чем в Канаде при гораздо более высоких там зарплатах персонала [16]? Очень просто – законная и незаконная предпринимательская деятельность столь тесно переплелись между собой, что позволило «эффективно» осваивать бюджетные дотации, оставляя себе львиную долю наличных. Как поясняют на видео, при доставке авиакеросина из Комсомольска-на Амуре его цена должна быть не выше 48 тыс. рублей за тонну, а камчадалы платят за него по 108 тыс. рублей, что приносит на махинациях с топливом в год до полумиллиарда рублей. Но разве эти предприятия и предпринимателей не проверяют? Проверяют, передачи снимают, а всё остаётся по-старому – просто контролёры легко покупаются … теми же наличными. Но если все платежи будут проходить через РПУ и только электронно, блокчейн покажет всю цепочку организаций, которые обслуживают технику и поставляют топливо и запчасти, и по каким ценам. Это позволит абсолютно точно определять, насколько тариф соответствует затратам, чтобы решать вопрос давать или не давать государственные компенсации алчным авиапервозчикам. И не будет ни одной цепочки откатов и взяток – они не смогут возникнуть, если ни один предприниматель не сможет извлечь наличные, чтобы дать «на лапу», а чиновник не сможет их получать, т.к. наличного оборота нет, а зарплату все должны получать только от своей организации и на карточку.

Большой удельный вес среди незаконной деятельности занимает выдача займов населению частными займодавцами («черными кредиторами») [17], которые маскируется под МФО, называя себя микрофинансовая или микрокредитная компания. Поскольку деятельность нелегальных кредиторов никак не регулируется и не контролируется, то такие организации не соблюдают установленные законом нормативы по полной стоимости кредита (займа), по начислению процентов, штрафов и пеней, выбивая затем долги безнаказанно с помощью угроз и насилия. ЦБ ликвидирует их тысячами каждый год, но они вновь появляются и продолжают свою деятельность. Организаторов нелегального кредитования очень сложно привлечь к ответственности – они работают исключительно с наличными, и потому эксперты советуют россиянам проверять наличие МФО в справочнике ЦБ, прежде чем обращаться за микрокредитом. Но когда человеку нужны срочно деньги, будет ли он проверять, есть ли у компании лицензия или номер в реестре? Вряд ли. А вот при проведении расчётов через РПУ это будет происходить автоматически, а потому заёмно-кредитный криминал будет просто невозможен.

7.4.4. Снижение уровня преступлений и противоправных действий всех видов

Казначейский блокчейн позволит не то, чтобы успешно бороться с ними, а попросту сделает большинство их невозможными или бессмысленными. Не станет заказных убийств, воровства, рэкета, станет бессмысленным отъём жилья у одиноких граждан, чем промышляют «чёрные риелторы», и мошенничество с построением финансовых пирамид, разорение банков их руководителями, станет практически невозможным существование ОПГ и проведение террористических актов, особенно совершаемых при финансировании из-за рубежа, и т.п. деяния. Почему? А потому что все деньги без исключения проходят через РПУ, то есть с подтверждением, что это зарплата или иные законные поступления, в то время как оборот наличных ограничен суммами меньше прожиточного минимума. По крайней мере, мавзолеи на кладбищах ворам в законе [18] сооружать будет не на что. Поэтому всё, что касается неправомерного присвоения чужих денег, активов и имущества, финансирования терроризма, сбора денег с коммерсантов в «общак», уйдёт в прошлое вместе с "легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём". И присваивать чужую карточку будет лишено смысла, т.к. с её помощью много наличных получить не удастся, а кроме того при попытке её использования она сразу же будет заблокирована. Исчезнут проституция и наркомания как явление, т.к. за наличные можно будет «заработать» лишь на один поход на колхозный рынок. А не будут продавать наркотики, не станет и наркоманов. Что же касается секс-услуг, то в России вряд ли эти «услуги» когда-нибудь будут регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность.

Судьи и другие правоохранители, освобождённые от бремени выполнять заказы чиновников и бизнесменов, имеющих средства купить нужное решение за наличные, в этой ситуации будут просто вынуждены руководствоваться духом и буквой Закона. Не будет валютных спекуляций при отсутствии свободного хождения валюты, вкладов и её свободного обмена, да и сам курс будет устанавливаться не на бирже, а банками ВЭБ и ВТБ при совершении конкретных сделок по экспортно-импортным операциям. Следовательно, никогда не повторится стремительная девальвация рубля, которая произошла в конце 2014 года.

7.4.5. Статистика станет оперативной и достоверной

Как уже отмечалось, фиксация всех покупок физических лиц при прохождении их через кассовые терминалы магазинов или проведения он-лайн платежей за товары, приобретаемые в интернет-магазинах, а также всех расчётов и транзакций юридических лиц, т.е. на основе первичных исходных данных, позволит формировать статистические показатели практически по всему народному хозяйству. Действительно, если вся первичная информация о том, кто продал/купил, какой товар, в каком количестве или какая оказана услуга и на какую сумму с указанием стоимости единицы будет поступать не в коммерческий банк или мобильному оператору, а через РПУ в Территориальный информационно-статистический центр (ТИСЦ), то там в режиме реального времени, а не в Росстате через 1-2-3 месяца, будут формироваться автоматически сводные данные по всей стране, регионам и отдельным населённым пунктам в натуральном и стоимостном измерении по всем отраслям производства и торговли, показывая рост экономики в целом, по регионам и отдельным отраслям (сегментам) производства, включая те, которые сейчас принято относить к цифровой экономике (внедрение цифровых устройств, связи, роботов и цифровых технологий). 

Сейчас как рассчитывается инфляция? По сумме цен потребительской корзины с учётом норм годового количества потребления [19], а вот даёт ли такой подсчёт верный результат? Проверим на простом арифметическом примере, взяв набор из 5-ти продуктов с ценами: а) 5, 10, 20, 30 и 100 рублей, итого корзина будет стоить 165 рублей. Через год цены стали: б) 6, 13, 25, 31 и 105, итого 180 рублей, или инфляция по действующей методике составит (180:165х100)-100 = 9,1%. Но это справедливо лишь в том случае, если корзина состояла из равного количества продуктов, например, 100 единиц: (180х100:165х100х100)-100 = 9,1%. Но если количество было разным, а оно всегда разное в корзине, что будет учитывать казначейский блокчейн, то результат может быть совершенно другим. Для того, чтобы доказать это, для примера возьмём их неравные количества: 100, 200, 300, 10 и 50, и тогда затраты составят: а) 500+2000+6000+300+5000=13800 рублей. И пусть в следующем периоде граждане купили эти продукты в том же количестве, тогда расходы с новыми ценами возрастут: б) 600+2600+7500+310+5250 = 16260 рублей, и инфляция будет (16260:13800х100)-100 = 17,8%, т.е. в 2 раза выше, т.к. первых трёх наименований продуктов потреблялось значительно больше, чем 2-х последних. А если учесть, что в течении года изменялось и количество потребляемых продуктов и товаров, входящих в корзину? Реальное изменение цен будет отличаться и от подсчитанного значения, что желающие могут проверить, изменив заданные параметры. Поэтому расчёт инфляции по изменению суммы набора продуктов, товаров и услуг потребительской корзины априори неточен. Но если любой платёж будет проходить через РПУ, то всегда будет известно реальное движение цен по всем товарам и услугам в целом по стране, а также по регионам и отдельным населённым пунктам, ценовая статистика станет точной и достоверной, поскольку будет основана на оцифрованных первичных данных.

То же самое можно будет сказать и о других показателях статистики, особенно тех, которые сейчас формируют юридические лица на основании первичных данных путём составления отчётов вручную. А с прохождением через РПУ они будут формироваться автоматически и, более того, предприятия и организации будут избавлены от предоставления соответствующих отчётов в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, статуправление и другие организации. Они будут просто не нужны, поскольку все поступления (выручка), платежи за товары и услуги юридического лица, численность персонала и переведённая на карточку каждого работника зарплата и премии получат точную фиксацию в РПУ при проведении транзакций. И демографические показатели будут точными, если каждый гражданин (желательно с момента рождения) будет получать универсальную электронную карточку (УЭК), зарегистрированную в РПУ, что даст возможность абсолютно точно показывать на любую дату, сколько человек проживает в стране, какого пола и возраста, работает или учится, и где, сколько родилось и умерло, покинуло страну или прибыло в Россию, и по какой причине - переписи населения станет абсолютно ненужной. Статистика будет точно отражать, кто и по какой профессии сколько получает, источник дохода, куда и на что тратит. А имея эти данные, соответствующие органы получат возможность своевременно вносить коррективы в социальную политику в области оплаты труда и социального обеспечения, поскольку будут располагать точными данными по каждой группе граждан как по доходам, так и по расходам. Следовательно, органы управления и бизнес будут получать не приблизительные данные и прогнозы, а предельно точную информацию, что позволит формировать обоснованные планы по выпуску продукции и политике цен. Разумеется, через РПУ будет происходить и фиксация всех бюджетных параметров как по налоговым поступлениям от налогоплательщиков, так и по бюджетным трансферам и что-то исказить или не туда направить средства будет просто невозможно.

Но формирование статистической отчётности лишь небольшая доля возможностей функционала РПУ. Гораздо важнее то, что обработка и агрегирование проходящей через каждый узел информации – вот самая важная сфера для приложения искусственного интеллекта (ИИ). Совершенно верно, как выразился президент В.В.Путин, что «если кому-то удастся установить монополию в данной сфере, тот станет "властелином мира"» [20]. Вопрос лишь в том, чем будет заниматься ИИ - распознаванием лиц и голосов, быть виртуальным телеведущим, управлять беспилотным транспортом, и т.д.. Эти технологические новинки, конечно, интересны, но их применение особого преимущества стране не принесёт. Обладая такого рода ИИ, никто не станет "властелином мира", потому что это всё равно, как если бы при проведении военных действий генерал, ведущий сражение, мог бы видеть лица и слышать голоса каждого противника вместо того, чтобы перед ним была динамическая картина боя.

Но если руководитель того государства, в котором централизована (национализирована) обработка регистрационно-платёжных операций, будет иметь сводные данные о положении в экономике всего лишь одним нажатием кнопки, то да, можно увереннее руководить государством. ИИ нужен и руководителям финансового блока, т.к. они будут в курсе о происходящих на денежном фронте событиях – точные параметры инфляции, расходов бюджета, неиспользуемых остатках на счетах юридических и физических лиц, и т.п. показатели. Более того, на более низком уровне губернаторы регионов, мэры городов и руководители предприятий точно также смогут получать агрегированную информацию по запросу в ТИСЦ. И даже каждое предприятие и даже гражданин могут заказать в РПУ анализ движения доходов и затрат за любой промежуток времени, что будет соответствовать первому закону денежного обращения, т.е. пониманию, какое значение имеют деньги для собственного благополучия.

7.4.6. Повышение деловой активности и рост экономики

Если есть точный учёт и контроль за денежным обращением, имеется достоверная статистика, отсутствует коррупция и нет корыстных преступлений, то это станет мощным драйвером построения постиндустриального общества. И без фокусов с таргетированием и плавающим курсом рубля инфляция и ставки кредитования будут минимальными, поскольку монетизация экономики приблизится к оптимальному значению, т.е. будет определяться спросом бизнеса на деньги, а не либеральными установками, которые никак не соотносятся с теорией денег.

Но почему казначейский блокчейн будет обеспечивать минимальную инфляцию? Дело в том, что эта технология вместе со специализацией банков автоматически обеспечивает поступление в экономику того количества денег, которое необходимо для соблюдения баланса между потреблением и накоплением. Если осуществляется простое воспроизводство, т.е. никакого роста экономики нет, то будет соблюдаться баланс между товарной и денежной массой и инфляция должна быть нулевой (кстати, добиваясь низкой инфляции, Набиуллина добилась лишь снижения роста экономики). Но если для роста экономики применяется кредитная эмиссия, которая как дополнительная денежная масса будет поступать на счета предприятий  и с них на лицевые счета граждан, то образовавшийся навес в виде свободных денежных средств, т.е. тех, которые временно не были потрачены на товары и услуги, будут размещены на депозитах сбербанков, те, в свою очередь, предоставят их в качестве кредитных ресурсов коммерческим и инвестиционным банкам, и потому соответствие между денежной и товарной массой будет неукоснительно соблюдаться без всякого вмешательства «невидимой руки рынка», которой, кстати, нигде в мире нет, кроме как в головах неолибералов (а может просто от того, что ничего более продуктивного, кроме этой «руки» они предложить не могут) – в общем, дополнительная масса денег будет освоена кредитным мультипликатором без повышения цен.

И банки тоже не смогут задирать ссудный процент выше нормы прибыли предприятий, как сейчас. Более того, весьма вероятно, что он для коммерческих операций и инвестиционных проектов понизится до уровня операционных расходов. Если для граждан, нуждающимся в кредите, всегда есть необходимые для этого суммы в сбербанках, хранящиеся на депозитах тех, кто отложил спрос, то не может быть никакой инфляции, поскольку спрос и предложение денег и товаров балансируются - товар, который не купили те, у кого есть деньги, покупают другие граждане, которые берут их деньги в кредит, но у банка. Точно также погашается «инвестиционный голод», если свободные денежные средства одних предприятий смогут использовать развивающиеся предприятия. А так как сберегательные, коммерческие и инвестиционные банки конкурируют между собой, то зачем им повышать процентные ставки, если они будут терять прибыли из-за снижения оборачиваемости, да и ЦБ будет следить за этим. Кроме того, Казначейство, ставшее регулятором денежного обращения в I-ом контуре, тоже не будет стоять в стороне, поскольку при острой нехватке денег в коммерческих и инвестиционных банках имеет право предоставлять банкам кредитные ресурсы. Таким образом, национализация денежного обращения и при сохранении частного характера банковской системы позволит держать ставки по депозитам и кредитованию на уровне 2-3%, и ссудный процент будет уже не тормозом, а фактором, стимулирующим рост экономики.

7.4.7. Обеспечение полной собираемости налогов

В настоящее время в результате применения серых схем, «оптимизации» и прямом укрывательстве от налогообложения бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей [Глущенко и др. 2015, с.72-74.] и являются той причиной, которая не позволяет снизить налогообложение до оптимального уровня. Для того, чтобы повысить собираемость налогов, усиливается административный пресс, но этого оказалось недостаточно, и правительство пошло на повышение пенсионного возраста, ставки НДС и ввело налог для официально незанятых работников. А казначейский блокчейн и специализация банков позволяют решать практически все проблемы собираемости налогов без драконовских мер, если все без исключения регистрационные и платёжные операции будут проходить через РПУ. Более того, можно будет понизить налоги до оптимального уровня и, наконец, перейти к прогрессивной шкале налогообложения для богатых граждан с одновременным уменьшением налога для лиц с низкими доходами.

Что касается учёта и налогообложении миллионов самозанятых граждан, количество которых то ли 38, то ли 15 млн граждан, эта проблема, разумеется, легко решается при использовании технологии казначейского блокчейна, поскольку все доходы и расходы любого человека и предпринимателя будут фиксироваться в РПУ. Однако и без КБ проблему налогообложения незарегистрированных предпринимателей можно решить, если заменить налог на добавленную стоимость (НДС) на налог с оборота (НО) [21] - ведь все, как работающие так и не работающие граждане, будут уплачивать налог с оборота при каждом походе в магазин. Если НО будет всего 5%, то при полной трате только прожиточного минимума (10326 рублей) от нигде не числящихся 38 млн. граждан будет поступать в казну ежегодно 235,4 млрд рублей (10326х0,05х38000000х12). По данным Росстата объем «серых» зарплат в России за 2018 год составил 13 трлн рублей [22], и если с этих зарплат будет заплачено те же 5% НО, то бюджет получит дополнительно ещё 650 млрд рублей. И без всякого налога на незанятость можно было избежать повышения пенсионного возраста …. Этот налог является основным во многих странах, в т.ч. и в цитадели империализма США. А налоговым органам России он не выгоден потому, что они лишаются своего самого главного рычага давления на бизнес – проверок НДС, чего не будет при автоматически взимаемом НО, да и придётся сократить численность персонала минимум на треть. Но если власть всё же решится ввести налог для самозанятых, то это займёт много-много лет, администрирование его потребует увеличения численности налоговых органов (может, они этого и добиваются), а результаты вряд ли будут те, которые ожидались. Зато очередное покушение на кошельки граждан вызовет значительный рост протестных настроений в обществе и падение уровня доверия к руководству страны. И только переход к казначейскому блокчейну решает проблему учёта (статистики) самозанятого труда, а также тунеядства, и уплаты всех положенных налогов без социальных потрясений. Давайте посмотрим, как эти вопросы (проблемы) будут решаться в предлагаемом проекте.

Прежде всего, мы получаем точный учёт и контроль доходов не только официально работающих, но и всех 38 млн. якобы незанятых граждан – ведь каждый гражданин обязан будет иметь лицевой счёт в РПУ и карточку, на которые ему придётся зачислять выручку за оказанные услуги, например, по ремонту и обслуживанию автотранспортной техники (гаражный бизнес), евроремонту квартир или репетиторству, что сейчас оплачивается исключительно наличными. Казначейский блокчейн не лишает их права продавать свой товар и оказывать услуги за наличный расчёт, но им придётся если не всю, то большую часть выручки наличными через банкомат зачислять на свой лицевой счёт в РПУ, чтобы иметь возможность совершать покупки в магазинах, оплачивать коммунальные услуги и делать безналичным образом другие платежи и покупки. Следовательно, совершенно не нужно вводить чрезвычайно затратные и трудно выполнимые процедуры регистрации, контроля и налогообложения самозанятых граждан, которые власти намерены ввести – казначейская цифровизация позволяет учитывать и контролировать всякий труд, а органы социальной защиты будут точно знать, сколько в стране действительно бедных граждан и кому действительно нужна помощь от государства.

  [1] Наша семья покупает на рынке исключительно «домашние» творог, сметану, сливочное масло, мясо и кур, за которые платим в 1,5-2 раза дороже, чем в магазине, но зато уверены, что там нет гормонов и пальмового масла.

  [2] Катасонов В. Что происходит в китайском мире денег. https://www.fondsk.ru/news/2019/04/19/chto-proishodit-v-kitajskom-mire-deneg-48031.html.

[3] 7 причин, почему запрет наличных денег вреден. https://aftershock.news/?q=node/448862&full.

[4] Исповедь обнальщика: как делать деньги из воздуха. https://www.forbes.ru/finansy-column/igroki/331893-istoriya-obnalshchika-kak-delat-dengi-iz-vozdukha. См. также здесь: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=6431881.

[5] Андрей Полунин. Новый рекорд взяток для правоохранителей в России — 12 млрд. рублей. https://www.discred.ru/2019/05/17/u-polkovnika-fsb-izyali-poltora-kamaza-deneg/.

  [6] Родимое пятно девяностых. Почему полковники ФСБ считают деньги грузовиками? https://topwar.ru/158552-rodimoe-pjatno-devjanostyh-pochemu-polkovniki-fsb-schitajut-dengi-gruzovikami.html.

  [7] М.Хазин. Как отражаются проблемы между Трампом и банкирами на политике нашего ЦБ. https://aurora.network/articles/6-jekonomika/68206-kak-otrazhajutsja-problemy-mezhdu-trampom-i-bankirami-na-politike-nashego-tsb.

[8] Центробанк прикрывает коррупцию в банковской сфере? https://pasmi.ru/archive/110914/

  [9] Там же, https://pasmi.ru/archive/110914/.

  [10] Александр Лебедев: Банкиры украли из России 100 миллиардов долларов. http://www.alebedev.ru/media/10165.html.

  [11] Дмитрий Гринкевич. Бесконтрольная закупка: нарушения при госзаказе оценили в 153 млрд. https://iz.ru/875616/dmitrii-grinkevich/beskontrolnaia-zakupka-narusheniia-pri-goszakaze-otcenili-v-153-mlrd.

  [12] Владимир Рувинский. Как испортить исследование коррупции. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/06/04/803250-isportit-issledovanie.

  [13] Александр Лебедев: Банкиры украли из России 100 миллиардов долларов. http://www.alebedev.ru/media/10165.html.

[14] Сюжет об этом был показан на «Время покажет» 22.05.2018.

  [15] Например, «Специальный корреспондент. Проданное небо». https://russia.tv/video/show/brand_id/3957/episode_id/707779/video_id/707779/.

  [16] Расследование "Вестей недели": почему региональные перелёты "золотые", а тарифы – заоблачные. https://www.youtube.com/watch?v=05BlC4oqBkc.

[17] Банк России не считает объёмы нелегального кредитования, но по оценкам специалистов этого рынка, он составляет более 100 млрд рублей. Из статьи «Эксперты рассказали, почему в России растёт число «черных кредиторов». https://www.gazeta.ru/business/2019/06/11/12409039.shtml.

  [18] Мавзолеи воровского мира. http://bolshoyforum.com/forum/index.php?PHPSESSID=6q185ch1m7bk2ot6nvf9t7m0t4&page=1403.

  [19] Закон от 31 марта 2006 г. N44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

 

[20] Путин: монополист в искусственном интеллекте станет властелином мира. https://ria.ru/20190530/1555114584.html.

[21] Скобликов Е.А. О необходимости проведения кардинальной реформы налоговой системы россии // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 4 (12). С. 48-55. http://journalmss.ru/files/mss/archive/2014/MSS_MSN____4_12_2014.pdf

[22] В конверте: Росстат подсчитал серые зарплаты https://www.gazeta.ru/business/2019/08/07/12562459.shtml?updated.

Яндекс.Метрика