КАЗНАЧЕЙСКИЙ БЛОКЧЕЙН или ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Цифровая экономика (ЦЭ) повсеместно признана мейнстримом развития и потому вполне естественно, что в 2017 году правительство приняло национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», а Владимир Владимирович Путин на прямой линии 7 июня 2018 определённо высказался, что «без цифровой экономики … у страны нет будущего». Это действительно так, если рассматривать ЦЭ как необходимое условие перехода к 4-ому технологическому укладу - без неё отставание от развитых стран в технологическом развитии будет идти нарастающими темпами. А вот надежды на то, что всеобщая цифровизация экономики несёт с собой высокую и сверхвысокую эффективность, статистически не подтверждаются. Например, в самых технологически развитых странах, где наиболее интенсивно начали использоваться цифровые устройства и технологии за последние 10 лет, средние темпы роста ВВП в год составили: в США - 0,97%, а максимальный рост был всего 2,6% (2015 год); в Японии – всего 0,14%. Поэтому, если программа ЦЭ России будет успешно выполнена и у нас к 2025 году будут 95% домохозяйств с широкополостным доступом в интернет, связь 5G, искусственный интеллект, электронное правительство, и т.д., то от этого вряд ли существенно вырастет экономика.

Вместе с тем, цифровая экономика действительно может стать драйвером экономического роста, если будет выбрана иная стратегия её развития. Какая? Стратегия такой цифровой экономики, где цифровизация нужнее всего, а это денежное обращение, регистрация и статистика, поскольку здесь циркулирует самый большой объём информации, которые принято называть Big_Data. Но перейти к этой стратегии препятствует то, что:

1. во всех банках и структурах, через которые проходят платежи, электронно-цифровая обработка информации носит локальный характер, поскольку согласовать интересы всех владельцев и методы расчётов и платежей невозможно в принципе;

2. регистрация физических и юридических лиц осуществляется во многих организациях, но данные становится их собственностью и, соответственно, доступ к ним других организаций затруднён;

3. основной массив исходных данных для статистики содержится в отчётах, составляемых вручную, вследствие чего она недостоверна. А кроме того, многие показатели не учитываются вообще, как например, оказалось, что в экономике 38 млн трудоспособных граждан не числятся ни на предприятиях, ни в организациях (Голодец).

Цифровизация, конечно, идёт и в этих сферах деятельности, но локально, точечно, поэтому рассчитывать на то, что она принесёт ощутимый эффект, нельзя. Однако, выход есть. Почему-то мало кто обращает внимания на то, что в каждом платёжном документе, неважно в какой он форме, электронной или бумажной, фиксируется вся первичная информация и указаны: что (товар или услуга), количество, за какую цену и кто продаёт и покупает (их регистрационные данные). Отсюда следует, что регистрацию (кто) и платёжные операции (что) необходимо производить через расчётные узлы в одной структуре, которая будет выполнять их централизовано. В этом случае все указанные проблемы решаются разом, а мы получаем систему (назовём её Три в одном или Триединство). Последовательное рассмотрение различных вариантов государственного органа, которому будет под силу реализация Триединства, показало, что наилучшим будет Казначейство с преобразованием его в казначейско-банковскую систему.

Основным структурным элементом системы Триединство должны стать регистрационно-платёжные узлы (РПУ) Казначейства, в которых будет происходить фиксация всех первичных экономических параметров через его онлайн банкинг: 1. Только в РПУ будут получать свои идентификационные номера ИНН и ОГРН граждане, предприятия и организации вне зависимости от форм собственности и подчинённости, а регистрационные сведения о регистрации прав на имущество и их изменения из УФМС, Росреестра, ГИБДД и других организаций немедленно передаваться в РПУ. 2. Только в РПУ могут открывать расчётные (текущие) счета юридические лица и только один (!), а физические лица лицевой счёт – тоже единственный, и только РПУ может выполнять все платёжно-расчётные операции за все без исключения товары и услуги, а все банки, МФО и другие платёжные операторы лишаются права их проводить. Только через РПУ зачисляется заработная плата, осуществляются перечисления и переводы денежных средств для всех категорий физических лиц, включая неработающих граждан (дети, пенсионеры, студенты, самозанятые и т.п. лица). Все финансовые операции юридических лиц выполняются электронно, а граждане совершают покупки и делают платежи с использованием казначейской универсальной электронной карточки (УЭК) с ограничением использования наличных. 3. Все данные, получаемые при регистрации и осуществлении платёжно-расчётных операций, представляют собой первичный массив для формирования статистических показателей, который передаётся на второй уровень - в территориальные информационно-статистические центры Казначейства (ТИСЦ), в которых формируется экономическая статистика по данному территориальному образованию. На высшем уровне находится собственно сам бюджетно-казначейский банк – БКБ РФ, куда поступают из ТИСЦ налоги и формируется доходная часть бюджета, средства из которого затем направляются в обратном порядке адресно до всех бюджетополучателей, минуя коммерческие банки и зачисляются на их счета в РПУ. А поскольку в ТИСЦ рассчитываются статистические показатели по всем регионам, то будет логично, чтобы при Казначействе был создан Государственный комитет экономической статистики и регистрации прав (ГКСиРП). При этом все данные, которые образуются в процессе регистрации и платежей, фиксируются в распределённом реестре и, таким образом, мы получаем казначейский блокчейн, а общая схема взаимных платежей и расчётов
будет иметь вид:

Примечание: звездообразной фигурой обозначены РПУ.

Казначейский блокчейн имеет распределённый между всеми узлами сети цифровой реестр, защищённый от несанкционированного доступа, куда непрерывно записывается история операций с активами между одноранговыми узлами сети в виде блоков информации. Таким образом, выстраивается глобальная регистрационно расчётно-платёжная система всего государства, где каждый РПУ будет связан со всеми другими РПУ линиями электронных средств связи, а агрегированная информация от них поступает в ТИСЦ, а из ТИСЦ в БКБ. Однако в отличие от блокчейна криптовалют, где главное избежать контроля происхождения денег и уйти от налогов, и защита анонимности их собственников, казначейский блокчейн прозрачен для контроля законности платежей, а также служит для формирования статистических данных, начиная от отдельного предприятия, района, города и региона и заканчивая государством в целом.

Что касается банковской системы, то избавление её от платёжно-расчётных функций позволяет покончить с диверсификацией банков и специализировать их по видам операций на сберегательно-депозитные (СБ), для краткосрочного кредитования образовывать коммерческие (КоБ), для инвестиционного кредитования создавать инвестиционные (ИнБ), лизинговые (ЛиБ) и ипотечные (ИпБ). Владелец счёта в РПУ, неважно кто это - юридическое или физическое лицо, может накапливать свободные денежные средства на депозите только в сберегательном банке. Но сами сбербанки кредитов не выдают, поскольку их задача - служить резервуаром для накопления кредитных ресурсов. А для того, чтобы физическое или юридическое лицо могло получить кредит, в зависимости от того, на какие нужды: пополнение оборотных средств, купить вещь/оборудование, на строительство или реконструкцию, или вступить в ипотеку, ему нужно обращаться в соответствующие банки, а те, в случае недостатка собственных средств, занимают их в сбербанках или обращаются в ЦБ, если речь идёт о реализации крупных народнохозяйственных проектов.

Таким образом, создаётся 2-х контурная система финансов страны, в которой за регулирование денежного обращения отвечает Казначейство, а контроль за деятельностью банков отвечает Банк России как главный финансовый регулятор.

А кто должен управлять обеими системами, согласовывать их действия между собой? Сейчас управление финансами страны рассредоточено между ЦБ, Минфином, Казначейством, Финмониторингом и другими организациями, что не позволяет проводить единую финансовую политику. Но если мы хотим иметь строго последовательную финансовую политику, необходимо, чтобы Казначейство и Банк России подчинялось напрямую Президенту страны.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Итак, предложенная стратегия Триединство обеспечивает более высокие темпы роста экономики за счёт: 1. получения достоверной статистики, точного учёта и контроля доходов и расходов, что повышает управляемость экономическими процессами; 2. ликвидации коррупции, т.к. наличный оборот исключён из системы расчётов, а на карточку могут быть зачислены только зарплата и дивиденды; 3. обеспечения 100% сбора налогов за счёт автоматизации их уплаты; 4. повышения деловой активности за счёт снижения ставок по кредиту; 5. сохранения инфляции на низком уровне; 6. ликвидации незаконной предпринимательской деятельности, и т.д.. И такая стратегия гораздо больше отвечает определению цифровой экономики, поскольку здесь цифровизации подлежат именно экономические связи и отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

И последнее. Идея связать цифрой экономические отношения в единое целое лежит на поверхности. Но не получится ли так, как часто случалось в нашей истории, что российские же достижения мы потом будем перенимать у других стран? Чтобы этого не произошло, необходимо прежде всего провести натурный эксперимент в каком-либо сельском районе или небольшом городе, где подразделения регионального Казначейства возьмут на себя выполнение регистрационно-расчётных операций. Разумеется, к разработке условий эксперимента и контроля за его проведением обязательно необходимо привлечь разработчика проекта – ФОНД ФИНАНСОВЫХ ИНИЦИАТИВ. И далее по результатам этого эксперимента переводить на 2-х контурную систему районы и города в отдельно взятом регионе и затем, опять же получив опытные данные и откорректировав нормативные документы, распространять уже на другие регионы страны. А поскольку к цифровой экономике относят производство цифровых устройств, уже сейчас надо опережающими темпами наращивать массовый выпуск терминалов для приёма платежей за товары и оказание платных услуг электронными картами, постепенно вытесняя и ограничивая расчёты наличными.

18 августа 2018 года                                                       Е.А.Скобликов 

 

Использование технологии блокчейн не исключает её применение за пределами сферы денежных отношений – любая организация, если у неё есть проблема сохранности данных, может использовать технологию DLT (digital library technology - технология цифровой библиотеки), распределяя информацию по нескольким сайтам, странам или учреждениям. Например, сейчас ставятся задачи создания блокчейн-систем регистрации дипломов об образовании, водительских прав и удостоверений личности различных ведомств.

 

Яндекс.Метрика