МАЭФ - Московский академический экономический форум

 

Мой доклад:

                         Евгений Скобликов

Цифровая экономика – та ли стратегия развития выбрана

Академик Глазьев недавно высказался так: В военной стратегии самое страшное – недооценка противника. А в экономике, я бы сказал, ещё страшнее – принять на веру истинность западных концепций без их критического осмысления – шоковой терапии Фридмена/Бальцеровича, вашингтонского консенсуса, таргетирования инфляции, и т.д. - они нанесли куда более страшный вред.

А выбранная нами стратегия цифровой экономики? Та же история.

Кстати, сам термин ЦЭ неудачный. Цифровой экономика была всегда – как только люди стали считать цены, затраты и результаты (выручку) – тогда и появилась ЦЭ. Есть цифровизация экономики, а ЦЭ нет! Как нет сельскохозяйственной экономики, а есть экономика сельского хозяйства …

В настоящее время на Западе ведущей стратегией развития цифровизации является технико-технологическая – мобильная связь, интернет, ИИ, роботизация и т.д. Но привела ли такая ЦЭ к процветанию те страны, где она развита сильнее всего? Нет. Так, средние темпы роста ВВП за последние 10 лет составили в США 0,97%, а в Японии всего 0,14% в год. Но Россия и здесь приняла за основу чужую стратегию. Так, программа стратегического развития РФ «Цифровая экономика» предусматривает к 2025 году развёртывание:

- сети мобильной связи 5G;

- искусственного интеллекта и квантовых вычислений;

- распределённых реестров, робототехники;

а 97% российских домохозяйств будут иметь широкополосный доступ в интернет.

И что, от этого вырастет производительность труда и повысится благосостояние граждан? А главное – будет ли выполнена задача, поставленная Путиным - экономика России, наконец, будет расти темпами, превышающими мировые? Нет. Выбор стратегии цифровизации должен определяться не модой, а направлением главного удара. А это Big_Datа – т.е. там, где циркулирует наибольший объём информации. Где он? Безусловно - в экономике, где осуществляется регистрации данных и выполнения расчётно-платёжных операций, т.е. где циркулируют деньги, а деньги и есть цифра.

А что мешает? То, что во всех структурах, которые выполняют эти операции, электронно-цифровая обработка информации носит локальный характер. Я не буду их перечислять, но, например, согласовать интересы и методы расчётов и платежей владельцев более 700 банков и свыше 5000 МФО, невозможно в принципе. То же самое касается и регистрации физических и юридических лиц и их прав. Естественно, доступ к той и другой информации, которая становится собственностью организаций, затруднён или вообще невозможен. А кроме того, как мы знаем, отчёты о составляются в основном вручную, многие данные вообще не учитываются, вследствие статистика априори недостоверна. Вот и узнаём с удивлением, что в экономике 38 млн трудоспособных граждан (!) не числятся ни на предприятиях, ни в организациях (Голодец).

Но давайте посмотрим любой платёжный документ и даже на чек, который мы получаем в магазине. Что там отражается в обязательном порядке? Вся первичная информация, т.е. указаны: что (товар или услуга), количество, какая его цена, и регистрационные данные того, кто продаёт и покупает. А что если фиксацию выполнения этих операций централизовать? И тогда мы получим более эффективную стратегию цифровизации, стратегию главного удара по Big_Datе: регистрацию (кто) и платёжные операции (что) необходимо производить через расчётные узлы в одной структуре, которая будет выполнять их централизовано. Мы назвали её по имени концепции Триединства – три в одном: регистрация граждан и организаций, регистрация прав собственности физических и юридических лиц, а также проведение расчётно-платёжных (кассовых) операций, которые должны осуществляться централизовано в регистрационно-платёжных узлах (РПУ) на базе технологии блокчейн.

Последовательное рассмотрение различных вариантов государственного органа, которому будет под силу реализация стратегии Триединства, показало, что наилучшим будет Казначейство с преобразованием его в казначейско-банковскую систему.

Основным структурным элементом системы являются регистрационно-платёжные узлы (РПУ) Казначейства: 1. только в которых будут получать свои идентификационные номера ИНН и ОГРН граждане, предприятия и организации вне зависимости от форм собственности и подчинённости; 2. регистрации прав на имущество и их изменения из УФМС, Росреестра, ГИБДД и других организаций будут немедленно передаваться в РПУ. 3. Только в РПУ могут открывать расчётные (текущие) счета юридические лица и только один (!), а физические лица лицевой счёт – тоже единственный. Только РПУ может выполнять все платёжно-расчётные операции за все без исключения товары и услуги, а все банки, МФО и другие платёжные операторы лишаются права их проводить. Только через РПУ зачисляется заработная плата, осуществляются перечисления и переводы денежных средств для всех категорий физических лиц, включая неработающих граждан. Все финансовые операции юридических лиц выполняются электронно, а граждане совершают покупки и делают платежи с использованием казначейской универсальной электронной карты (УЭК) с ограничением использования наличных.

Все данные, получаемые при регистрации и осуществлении платёжно-расчётных операций, представляют собой первичный массив для формирования статистических показателей, который передаётся на второй уровень - в территориальные информационно-статистические центры Казначейства (ТИСЦ), в которых формируется экономическая статистика по данному территориальному образованию. На высшем уровне находится собственно сам бюджетно- казначейский банк – БКБ РФ, куда поступают из ТИСЦ налоги и формируется доходная часть бюджета, средства из которого затем направляются в обратном порядке адресно до всех бюджетополучателей, минуя коммерческие банки и зачисляются на их счета в РПУ.

А поскольку в ТИСЦ рассчитываются статистические показатели по всем регионам, то будет логично, чтобы при Казначействе был создан Государственный комитет экономической статистики и регистрации прав (ГКСиРП). При этом все данные, которые образуются в процессе регистрации и платежей, фиксируются в распределённом реестре и, таким образом, мы получаем казначейский блокчейн, а общая схема взаимных платежей и расчётов будет иметь вид:


Примечание: звездообразной фигурой обозначены РПУ.

Казначейский блокчейн имеет распределённый между всеми узлами сети цифровой реестр, защищённый от несанкционированного доступа, куда непрерывно записывается история операций с активами между одноранговыми узлами сети в виде блоков информации. Таким образом, выстраивается глобальная регистрационно расчётно-платёжная система всего государства. Однако в отличие от блокчейна криптовалют, где главное избежать контроля прохождения денег, уход от налогов и защита анонимности их собственников, казначейский блокчейн прозрачен для контроля законности платежей, а также служит для формирования статистических данных, начиная от отдельного предприятия, района, города и региона и заканчивая государством в целом.

Что касается банковской системы, то избавление её от платёжно-расчётных функций позволяет покончить с диверсификацией банков и специализировать их по видам операций на сберегательно-депозитные (СБ), для краткосрочного кредитования образовывать коммерческие (КоБ), для инвестиционного кредитования создавать инвестиционные (ИнБ), лизинговые (ЛиБ) и ипотечные (ИпБ). Владелец счёта в РПУ, неважно кто это - юридическое или физическое лицо, может накапливать свободные денежные средства на депозите только в сберегательном банке. Но сами сбербанки кредитов не выдают, поскольку их задача - служить резервуаром для накопления кредитных ресурсов для коммерческих и инвестиционных банков.

 

Таким образом, создаётся 2-х уровневая система финансов страны, в которой за регулирование денежного обращения отвечает Казначейство, а контроль за деятельностью банков отвечает Банк России как главный финансовый регулятор.

 

А кто должен управлять обеими системами, согласовывать их действия между собой? Сейчас управление финансами страны рассредоточено между ЦБ, Минфином, Казначейством, Финмониторингом и другими организациями, что не позволяет проводить единую финансовую политику. Но если мы хотим иметь строго последовательную финансовую политику, необходимо, чтобы Казначейство и Банк России подчинялось напрямую Президенту страны.

Реализация стратегии Триединства позволит:

- повысить надёжность и скорость расчётов за товары и услуги;

- получать надёжную и полную статистику;

- положить конец коррупции как явлению и снизить уровень корыстных преступлений, а наркоманию и проституцию искоренить как явление;

- получить точный учёт и контроль доходов не только официально работающих, но и 38 млн. якобы незанятых граждан;

- пресечь полностью незаконную предпринимательскую деятельность;

- иметь низкую инфляцию при невысокой процентной ставке;

- обеспечить 100%-ную уплату налогов.

А все эти преимущества позволят цифровой экономике стать действительно мощным драйвером экономического роста.

 

 

Яндекс.Метрика