Новая теория денег - законы, принципы, практика

 

Содержание

 

Предисловие

Часть I-ая. Познавательная.

Основные положения Новой теории денег

Глава первая. Основные положения Новой теории денег

Глава вторая. История денег

2.0. Общая история денег

2.0.1. Концепции происхождения денег

2.1. История товарных денег

2.2. История металлических денег

2.3. История бумажных денег

2.3.1. Фиатные и кредитные деньги

2.3.2. Формы и технологии безналичных расчётов

2.4. История электронных денег и цифровых валют

2.5. История ценных бумаг и деривативов

2.6. История фальшивых денег

2.7. История рубля

2.7.1. Предмонетный период

2.7.2. Монетный период

2.7.3. Период монетно-бумажного обращения

2.7.4. Рубль в период военного коммунизма и НЭПа. Первые советские бумажные деньги

2.7.5. Бумажные деньги СССР 1925-1991 гг

2.7.6. Рубль в Российской Федерации

2.8. История доллара

2.9. Безденежные цивилизации и общества

Глава третья. История теорий денег

3.1. Исторические начала теории денег

3.1.1. Теории денег – от древних философов до средних веков

3.2. Теории денег западных экономистов

3.2.1. Теории денег средних веков - начала ХХ века

3.3. Теории денег российских мыслителей и экономистов

3.4. Теории денег советских и российских экономистов

Глава четвёртая. Как современная практика соотносится с теориями денег

4.1. На Западе, в Китае и других капиталистических государствах

4.2. В капиталистической России

Часть II -ая. Теоретическая.

Обоснование Новой теории денег

Глава пятая. Основные положения Новой теории денег

Глава шестая. Обоснование понятия сущности денег

Глава седьмая. Объективный характер экономических законов

Глава восьмая. Законы и принципы денежного обращения

8.1. Закон неисключаемости денег

8.2. Закон применимости денег

8.2.1. Общие положения

8.2.2. Моно и мультивалютное обращение с точки зрения действия закона применимости

8.2.3. Механизм установления курсов валют согласно закона применимости

8.3. Закон приоритета государственного регулирования обращения

8.4. Закон количества денег в обращении

8.5. Закон концентрации денег

8.6. Закон глобализации денежного обращения

8.7. Закон стабилизации денежного обращения

8.8. Закон плановости денег

8.9. Закон кредитной эмиссии

8.10. Закон опережающего роста использования финансовых инструментов

8.11. Закон понижения стоимости денег

8.12. Закон взаимосвязи и взаимозависимости денег и власти

8.13. Взаимосвязь и взаимодействие законов денежного обращения как системы

8.14. И ещё какие законы денежного обращения не получили обоснования

Часть III-тья. Практика.

Основы реформирования денежно-банковской системы

Глава девятая. Результаты пренебрежения теорией - практика

9.1. Постсоветские реформы: от социализма к капитализму

9.1.1. Хронология реформ 1991-1999 гг

9.1.2. Проблемы и решения финансово-кредитных отношений в 2000-2020гг

9.1.3. Итоги постсоциалистических реформ

9.1.4. Мировые угрозы в свете Новой теории денег

Глава десятая. Основы реформирования денежно-банковской системы

10.1. Преобразование Казначейства в банковскую систему как основа государственного регулирования денежного обращения

10.2. Концепция Триединства как основа проекта реформирования денежно-банковской системы

10.3. Казначейский блокчейн vs цифровая экономика

Глава одиннадцатая. Санкции и противодействие им с точки зрения теории денег

11.1. Международные проблемы финансовых взаимоотношений: суверенизация vs глобализации. Теоретический аспект

11.1.1. Экономическое и политическое положение в России до начала военной операции на Украине

11.1.2. Пути трансформации мирохозяйственной системы

11.1.3. Как соотносятся глобализация и суверенитет страны

11.1.4. Как национальной денежной единице стать валютой

11.1.5. Взаимодействие суверенных стран как новая парадигма глобализации

11.1.6. Взаимодействие с бывшими советскими республиками

11.2. Санкции и противодействие им с точки зрения теории денег

11.2.1. Санкции, введённые против России

11.2.2. Результаты санкций и контрмеры правительства России

11.2.3. И как следовало было реагировать на санкции по Новой теории денег

11.2.4. И не забывать о других экономических законах

11.2.5. На войне как на войне

Заключение

Список литературы

Ознакомительный фрагмент (в связи с тем, что только издательство имеет право публикации всей книги, автор может только давать выдержки из книги):

Предисловие

Из всех экономических проблем наука и общество больше всего нуждается в теоретическом обосновании вопросов денежного обращения, поскольку они более всего запутаны, а потому именно здесь могут быть получены наиболее значимые и перспективные результаты. Ибо, как верно заметил немецкий физик Роберт Кирхгоф ещё полтора столетия назад, «Нет ничего практичнее хорошей теории». А деньги – кровь экономики, и являют собой ту область экономики, где столетиями идёт всё более обостряющееся соперничество частно-банковского капитала и государственного регулирования, которое ныне вышло на новый уровень в связи с цифровизацией денежного обращения. И без теории этот вопрос решить никак нельзя.

Уже в том периоде становления человеческой цивилизации, когда появились металлические деньги, философы и мыслители начали пытаться логически обосновать их роль и значение для отдельных людей и общества. Прошли столетия и с той поры политики, общественные деятели и экономисты значительно продвинулись в понимании сущности денег и законов, которыми определяется их движение, но так и не появилось ни одного исследования, в котором бы содержалось исследование всех законов денежного обращения в комплексе и во взаимосвязи. Поэтому обязательно должна была появиться работа, которая восполнит этот пробел в науке, и мне посчастливилось сделать это, что и представлено в настоящей монографии как Новая теория денег. Если говорить о том, как я «дошёл до жизни такой», то решающую роль здесь сыграло получение гранта Российского фонда фундаментальных исследований для исследования закономерностей и принципов обращения денег по проекту 16-06-00128. Разумеется, до этого у меня уже был определённый задел работ, но с получением гранта поиск и последовательное обоснование законов денежного обращения резко активизировались. И вот впервые были выдвинуты совершенно новые законы: неисключаемости, применимости и приоритета государственного регулирования денежного обращения, затем началась работа над обоснованием других законов, их апробация на научных конференциях и форумах. Потом наступила очередь известных законов - закон количества денег в обращении был существенно дополнен за счёт выяснения роли образования резервов, по-иному была дана интерпретация закона кредитной эмиссии и понижения стоимости денег. В список законов денежного обращения были внесены также законы концентрации, глобализации и плановости денег как частные законы по отношению к соответствующим общим законам концентрации, глобализации и плановости, и как таковые они и были рассмотрены. А вот что касается закона опережения роста деривативов, то здесь можно поспорить, стоит ли относить его к законам денежного обращения – вероятно, критики обоснования этого закона позволят либо сохранить за ним этот статус, либо лишить его. И завершает цепочку законов денежного обращения Закон взаимосвязи и взаимозависимости денег и власти. Про него мы все как бы всё знаем, но его научное обоснование сделано впервые именно в настоящей работе. В заключительной части работы представлено обоснование концепции Триединства, на основании которой предложен проект реформирования денежно-банковской системы путём преобразования Казначейства в банковскую систему на основе цифровизации регистрационно-платёжных операций (Казначейский блокчейн) как наиболее эффективной стратегии развития цифровой экономики.

Необходимо пояснить, что в книге речь пойдёт о законах и принципах обращения всех денег, которые обращаются как в государстве, так и вне его, и лишь как частный случай мы коснёмся тех денег, которые каждый получает согласно действующего законодательства в виде зарплаты, премий, дивидендов, пенсий и т.п. выплат. О воровских и мошеннических деньгах, получаемых уголовно наказуемыми способами, и незаконно получаемых доходах тоже будет сказано, однако разработка конкретных мер борьбы с этими негативными явлениями - это задача не теоретиков, а правоохранительных органов. Но и в этом случае им необходимы теоретические знания, и эта книга – им в помощь – Казначейский блокчейн позволит практически полностью избавить общество от коррупции и других преступлений корыстного характера. А главное, что мы рассмотриваем в данной книге, это по каким объективным экономическим законам осуществляется денежное обращение в стране и в мире, включая банковскую систему и биржи, где обращаются производные или вторичные денежные инструменты.

Данная монография представляет собой дополненную и расширенную редакцию книги «Общая или Новая теория денег» [Скобликов. 2019], которая была издана в 2019 году на средства автора в плане подготовки к проведению Круглого стола в Финансовом университете при Правительстве РФ. Новая редакция монографии вобрала в себя обоснование сущности денег и всех известных и вновь обоснованных законов и принципов денежного обращения, и потому тоже может считаться Общей теорией денег. Однако главное её отличие от ранее изданной всё же новизна подхода, а потому название Новая теории денег по мнению автора лучше отражает её суть и содержание. В отличие от прежней, она содержит не две, а три части, в первой из которых содержится исторический обзор развития форм и теорий денег западных и российских экономистов и мыслителей. Из этого обзора, а он сделан на основании изучения большого массива литературных источников, видно, что ни в одном исследовании не дано обоснование всех законов денежного обращения. И поскольку в сравнении с ранними теориями денег в ней представлено, кроме известных, ещё шесть новых законов денежного обращения, это является несомненным признаком новизны представленной теории и, следовательно, она имеет все основания называться Новой теорией денег. Опора не на экспертные мнения, а законы денежного обращения позволила установить принципы эффективной и неэффективной денежно-кредитной политики, а главное, разработать концепцию, фундамент, на который только и может опираться реформирование денежно-банковской системы – концепцию Триединства, в которой увязано использование технологии цифровой экономики (диджитализации) с казначейским блокчейном.

Части, главы и параграфы, составляющие содержание книги, выстроены таким образом, чтобы познание теории денег шло возвратно-поступательно. Первая часть познавательная, она так и названа. В ней сначала даются кратко постулируемые, изложенные аксиоматично основные положения Новой теории, затем идёт описание истории денег и истории теорий денег. Вторая часть исключительно теоретическая, в ней даются развёрнутое теоретическое обоснование сущности денег и законов денежного обращения, которые были даны в кратком содержании в первой части. А в третьей части, которая названа «Практика», рассматриваются уже реальная экономическая деятельность и принимаемые решения в этой сфере под углом зрения соответствия её теории денег, делаются выводы и на основании этого предлагаются проекты реформирования денежно-банковской системы исходя из анализа взаимосвязи и взаимодействия практических мер и законов денежного обращения. Таким образом, монография будет интересна разным категориям читателей: тем, кто очень занят, но в достачной мере любознателен, достаточно ознакомиться с первой частью, для преподавателей университетов экономических кафедр можно сразу переходить к чтению второй части, а третья часть будет интересна в первую очередь тем, кто формирует экономическую политику и участвует в реформировании денежно-банковской системы. Книга была уже почти готова для передачи в издательство, когда в феврале 2022 года началась специальная военная операция на Украине, а на нашу страну обрушился шквал санкций западных стран. Это настолько серьёзно исказило устоявшуюся денежно-кредитную политику во всём мире и в России, что возникла необходимость добавить ещё одну главу, чтобы показать, как законы денежного обращения стали работать в новых условиях, соответствовали ли принятые правительством и Центральным Банком меры теории денег, и не разошлась ли рассматриваемая теория с практикой.

Книга написана с использованием многих литературных источников по экономике и общественным наукам: монографий, книг, учебников, сборников статей, статистики и, конечно, обширной информации из интернета. На публикации из интернета даны постраничные сноски, чтобы можно было сразу посмотреть источник, а на литературные источники в квадратных скобках указывается фамилия автора или редактора сборника, год издания и, если это цитата, то номер страницы, чтобы в связи с исключением или добавлением нового источника в процессе редактирования не менять всю цепочку ссылок. Хотя на некоторые произведения нет ссылок в тексте книги, а они приведены в списке литературы, это означает, что данное произведение с точки зрения автора также заслуживает внимания и знакомство с их содержанием будет также полезно читателям.                              

 Часть I-ая. Познавательная.

Основные положения Новой теории денег. История денег и история теорий денег.

Введение

В первой части книги читатель прежде всего ознакомится с основными положениями Новой теории денег, чтобы читая изложение истории денег, мог одновременно видеть, как начинали действовать законы и принципы денежного обращения. А знакомясь с тем, как развивались теории денег, мог сопоставить те теоретические положения, которые становились господствовавшими, с теми обоснованиями, которые даны в данной монографии. Это даёт возможность заложить в сознание императив актуальности комплексного освоения знаний о деньгах, важности всестороннего изучения феномена денег. В четвёртой, последней главе первой части монографии приводится краткий обзор того, как, в какой мере знание теории помогало практическим преобразованиям.

Глава первая. Основные положения Новой теории денег

Основные положения Новой теории денег включают в себя раскрытие сущности денег и законов денежного обращения. Что же касается принципов денежного обращения, которые являются конкретным воплощением законов, то они рассматриваются во 2-ой и 3-тьей части монографии.

Сущность денег

Сущностью любого предмета и явления, в какой бы форме они не представали в нашем восприятии, может быть только основное и непреходящее качество. Не может быть различных трактовок сути физико-химического процесса воспламенения горючей смеси в двигателе внутреннего сгорания, и точно также не могут быть равноправными разные определения сущности денег. Хотя деньги имеют общественную природу – сущность у них может быть только одна. Однако трактовки сущности денег в рамках различных экономических школ значительно различаются и, соответственно, отсутствует общепринятое определение сущности денег. А если так, то не всякая система законов и принципов денежного обращения может считаться научно обоснованной, если в ней нет научно обоснованного определения сущности денег. Так в чём она? Поскольку полное теоретическое обоснование её будет дано во второй части книги, то здесь, исходя из задачи дать краткое изложение основных положений Новой теории денег, достаточно привести только формулировку: сущность денег состоит в обладании свойством обмениваемости, обеспечивающей денежное обращение во всех его формах. И проявляется она всегда и везде в законах и принципах денежного обращения, в функциях денег. Обмениваемость всегда выражает самое основное и глубинное свойство денег – содействие обмену товаров и услуг.

Система законов денежного обращения - основные и производные законы

Законы денежного обращения относятся к экономическим законам и также, как и они, имеют объективный характер, т.е. их действие не зависит от воли и сознания людей.  Что же касается известных теорий денег, то пока ни в одном исследовании не дано системное обоснование даже известных законов денежного обращения. В монографии «Общая или Новая теория денег» [Скобликов. 2019] этот пробел был устранён, но жизнь показала, особенно с обострением глобализации, что необходимо более полное обоснование изложенных теоретических положений, в связи с чем и стало актуальным издание данной монографии.

К известным законам денежного обращения можно отнести шесть, из которых три основных: количества денег, кредитной эмиссии и понижения стоимости денег, и три производных от общеэкономических законов, которые регулируют денежное обращение как законы концентрации денег, глобализации денег и плановости денежного обращения. Полного обоснования последних трёх законов как законов денежного обращения в литературе нет, но подразумевается по умолчанию в различных работах по экономике.  И дано обоснование ещё шести новых законов денежного обращения в авторской трактовке: неисключаемости денег, применимости денег, приоритета государственного регулирования денежного обращения, стабилизации денежного обращения, опережающего роста использования финансовых инструментов. После выхода в свет монографии [Скобликов. 2019] к ним было добавлено обоснование ещё и 12-ого закона - закона взаимосвязи и взаимозависимости денег и власти [Скобликов. 2021].

Не раскрывая подробно содержание каждого закона, расположим их в порядке, в котором исторически начиналось действие конкретного закона.

1-ый закон – закон неисключаемости денег.

Деньги являются неисключаемым фактором производственно-хозяйственной, торгово-закупочной, бюджетно-казначейской и любой другой деятельности с момента их появления, и в этом вся суть данного закона. Всё, что нас окружает, так или иначе связано с деньгами. Как только появились первые деньги, обойтись без них человеческое общество больше уже не могло, а всякие попытки ограничить использование денег влекло за собой ослабление экономики и негативные социальные последствия, потому что деньги из сугубо вспомогательных орудий товарообмена постепенно превратились в «перводвигатель» экономики и общественных отношений.

2-ой закон – закон применимости денег.

Если рассматривать использование различных форм денег как процесс, протекающий исторически от зарождения и до наших дней, то очевидно, что формы денег с момента их зарождения становились всё более удобными и более применимыми для обмена на товары и услуги как следствие действия объективного экономического закона – закона применимости денег, который в общем виде можно сформулировать следующим образом: всеобщую применимость в качестве денег могут получить лишь те предметы, в которых воплощается наибольшее удобство для обмениваемости товаров и услуг. Так, золото утратило роль абсолютных денег, более удобными оказались бумажные деньги, затем безналичные расчёты электронными деньгами, а с первого десятилетия 2000-х годов начался переход к цифровым деньгам. Действие закона применимости денег определяет не только порядок смены форм денег, но и установления курсов и порядка обмена валют – применимость их должна соответствовать интересам государства. Закон применимости денег также однозначно говорит «нет» на хождение иностранной валюты во внутреннем обороте страны согласно принципа: одна страна – одна денежная единица, национальная. И, соответственно, запрет на использование и обмен криптовалюты, изготовление которой согласно данного закона является фальшивомонетничеством.

3-ий закон – закон приоритета государственного регулирования обращения.

Исторически государство запретило частную практику создания денег ещё в средние века, взяв под свой контроль эмиссию (чеканку) денег и денежное обращение, которое до этого имели исключительно частный характер. А в современных условиях регулирование банковской и финансовой деятельности осуществляют центральные банки, налогообложение и бюджетирование прерогатива министерства финансов, а представительная (законодательная) власть принимает соответствующие законы. Первые банкноты были эмитированы частными банками, но затем государство монополизировало создание денег. И хотя в большинстве стран центробанки постепенно стали частными или «независимыми», как в новой России, при наступлении кризисных ситуаций государство, как главный регулятор денежного обращения, начинает принимать экстренные меры по его восстановлению. Но если роль государства ослаблена, вследствие чего происходит беспрепятственный вывод капиталов за рубеж, то в соответствии с данным законом необходимы уже конституциональные изменения, такие как установление прямого контроля за деятельностью ЦБ или возвращение Казначейству функции государственного регулятора денежного обращения.

4-ый закон – закон количества денег в обращении.

Этим законом регулируется монетизация экономики, а также её рост и развитие, а потому очень часто, рассматривая обоснование количества денег в обращении, его рассматривают так, как будто это не один, а все законы денежного обращения. Это не так, закон количества денег отдельный закон, но сфера его действия гораздо шире, нежели контроль за эмиссией - канализация денег в различные резервные фонды, включая международные, также подчиняется ему. Резервы денежных средств важны и нужны, но нарушение баланса между денежной массой, находящейся постоянно в обращении (М2), и изымаемыми из оборота (накоплениями и резервами) есть главная причина кризисных явлений и торможения развития экономики. Стихийные рыночные силы также существенно влияют на количество денег в обращении, но ведущая роль в обеспечении монетизации экономики страны, согласно данного закона, должна принадлежать государству. Под действие закона количества денег в обращении попадают также и деньги лиц, которые прибывают в страну, иностранных компаний, которые имеют право беспрепятственно переводить получаемые дивиденды себе на родину, деньги наших состоятельных граждан, которые тратят их за рубежом, а также валютно-обменные операции в коммерческих банках, которые тоже уменьшают/увеличивают количество денег в обращении. Следовательно, установление курсов валют и ключевой ставки должны также рассматриваться в рамках действия данного закона.

5-ый закон – закон концентрации денег.

Закон концентрации является всеобщим законом природы, и точно также закон концентрации денег действует независимо от воли и сознания людей, т.е., является объективным экономическим законом. С появлением металлических денег они стали накапливаться в сундуках и кладовых знати, менял и ростовщиков, пришедшая на смену им банковская система располагала уже на порядок большей денежной массой, которая далее стала расти экспоненциально в 2-х направлениях – увеличиваясь в общей сумме и сумме средств у крупных банков, тогда как мелкие и средние за счёт этого разоряются. Так действует закон, жёстко и бескомпромиссно, по принципу: деньги должны концентрироваться в более крупных и надёжных банках. В то же время, закону концентрации денег противоречит резервирование денег банков на случай их банкротства, и т.п. меры, препятствующие концентрации денег.              

6-ой закон – закон глобализации денежного обращения.

Глобализация, как всеобщий закон развития экономики, кладёт своё начало с возникновения торговли между различными государствами, но по мере её становления, главным инструментом для завоевания всё новых рынков сбыта становится экспансия наиболее успешных стран в национальные финансовые системы более слабых путём подчинения денежного обращения суверенных стран международному фининтерну для того, чтобы прочно привязать капиталы стран сателлитов к собственной экономике. Этот закон также, как и другие, есть объективный экономический закон, но его действие направлено деструктивно для национальных государств, ибо за десуверенизацией денежного оборота следует и потеря политического суверенитета.

7-ой закон - стабилизации денежного обращения.

Суть данного закона в том, что какие бы ошибки не допускали органы управления, сколь бы не было сильным вмешательство извне, с течением времени расстройство денежного обращения как бы само собой приходит в норму. Этот закон не только спасает экономику от более разрушительных последствий, но и благодаря ему расстройство денежного обращения с течением времени всегда приходит в норму. Но закон стабилизации обращения – это не воля «невидимой руки» рынка. Такого «невидимого» регулятора нет в денежном обращении, его роль выполняет финансовые акторы и руководство страны, находя опытном путём тот комплекс мер, который в итоге приводит к нормализации денежного обращения.

8-ой закон – закон плановости денежного обращения.

Этот закон является производным от общего закона управления экономикой – закона планирования. Но сфера его действия уже – для государства это планирование денежного обращения, финансов, или составления бюджета и контроля за его исполнением (приход/расход), а для производственного образования это чаще всего финансовый план. Если обоснованности бюджетно-финансовых планов не уделять должного внимания, развитие экономики будет идти стихийно и, как правило, будет иметь нежелательные последствия. На микроуровне такой же эффект дают отсутствие или наличие недостаточно проработанных финансовых и маркетинговых планов. Планирование денег, между тем, не отменяет учёта действия рыночной стихии, для чего следует составлять планы расходов и доходов по нескольким сценариям.

9-ый закон – закон кредитной эмиссии.

Исходным пунктом действия данного закона является то свойство денег, что они потенциально представляют собой самовозрастающую стоимость. Но только в том случае, если деньги, при этом неважно какие, эмитируемые или сберегаемые, получают инвестиционное назначение.  Кредит на развитие не приводит к инфляции вследствие действия кредитного мультипликатора, поскольку дополнительное количество кредитных денег, как правило, соответствует производству дополнительной товарной массы по всей цепочке товаропроизводителей. В России кредитная эмиссия носит в основном опосредованный характер, поскольку осуществляется Центральным Банком путём предоставления кредита частным банкам или докапитализации их активов в предположении, что эти банки лучше разбираются в том, как и куда развиваться реальному сектору экономики. Таким образом, закон кредитной эмиссии действует не в полную силу, т.к. не объединённые единым планом и стратегией частным банкам недоступно воспринимать сигналы обратной связи, поступающие со всего рынка, а потому каждый из них действует, не видя ничего дальше горизонта собственной выгоды. Отсюда основные усилия они направляют на развитие потребительского кредита, а поскольку их заёмщики пользуются в основном деньгами, которые положили на депозит другие лица, то в сущности, здесь нет эмиссии, т.к. количество денег в государстве от этого не возрастает. Международные займы тоже можно отнести к кредитной эмиссии, но только в том случае, если они приходят к нам как проекты, новое оборудование и технологии, ибо будут давать рост производства товаров и услуг в нашей стране. А портфельные инвестиции - не кредит, это купля-продажа отечественных активов и перевод их в частичную, а то и полную иностранную юрисдикцию.                     

10-ый закон – закон опережающего роста использования финансовых инструментов.

Финансовые инструменты появились как следствие развития рыночных отношений, когда обнаружилась возможность получать доход не только от активов, но и путём спекуляций ими. Биржевому спекулянту пришлось очень по душе, что не надо изучать и анализировать проекты тех, кто что-то производит, строит, делает какие-то услуги, а можно извлекать доход из этой добавленной стоимости, не прилагая особых усилий. Поэтому суммарный объём финансовых инструментов стал возрастать более быстрыми темпами, чем объём замещаемых ими активов, что подтверждается статистикой биржевых сделок. И к настоящему времени человечество в результате пришло к тому, что лишь 8% ресурсов банков тратится на кредитование реального сектора экономики, а основное количество финансовых ресурсов «крутится» между биржей и банком, снижая монетизацию реальной экономики.

11-ый закон – закон понижения стоимости денег.

Товары и услуги становятся дороже в основном потому, что деньги становятся дешевле, так как любое ограничение созданию денег в итоге уступает дешевизне процесса их создания. Вместе с тем, закон понижения стоимости денег не является законом инфляции, хотя и связан с ней. Инфляция есть рост цен при дефиците товаров или росте издержек, а понижение стоимости денег происходит из-за того, что в любой исторический период одни социальные группы выступают с требованием повышения заработной платы и размеров социального обеспечения, другие – увеличения затрат на оборону (военные), науку, образование и культуру, медицину, и т.д., а оппозиция поддерживает их требования.  И у власть предержащих удовлетворение собственных потребностей носит первоочередной характер, что видно из того, что средства на содержание аппарата управления всегда растут темпами, опережающими рост экономики. Чтобы удовлетворять все эти требования, у государства есть всего две возможности – либо поднимать экономику на такой уровень, чтобы соответственно росли и доходы бюджета, либо вбросить в оборот дополнительное количество денег путём эмиссии. Но почти всегда выбирается второй путь, потому что он легче, и это главная причина того, что деньги становятся дешевле. Не меньший вклад в обесценивание денег в рыночной экономике вносит и так называемый «эффективный собственник», пользуясь своим правом бесконтрольного повышения цен, а также банки, делая дорогими свои услуги.

12-ый закон - взаимосвязи и взаимозависимости денег и власти.

Если сформулировать этот закон на смысловом уровне, то его формула проста: «Деньги рождают власть, власть рождает деньги». История всех стран и времён говорит нам о том, что без денег (обещания вознаградить за поддержку) невозможно обрести властные полномочия на любом уровне иерархии управления. И в то же время, обладание властными полномочиями даёт возможность их носителям извлекать сверхдоходы и получать ещё большие привилегии. Из этого закона также вытекает, что государство (власть) создаёт деньги, устанавливает их стоимость (номинал) и управляет их обращением, наполняя рынок деньгами. Этот закон действует и на личностном уровне: богатому легче попасть в органы власти, а попав увеличить своё богатство многократно.

Иваткина Мария. Банкиры выдавливают бизнес "в тень". https://tsargrad.tv/articles/bankiry-vydavlivajut-biznes-v-ten_98475.

 

Яндекс.Метрика