Основные направления по выводу России из экономического кризиса

Е.А.Скобликов

Основные направления по выводу России из экономического кризиса

и подъёму национальной экономики

(эскизный проект)

I. Пояснительная записка

 1. Введение

Управление экономикой любого государства строится на основе тесного взаимодействия следующих экономических рычагов:
- пропорций распределения национального дохода на потребление, накопление и общественное потребление (налоги);
- номенклатура налогов и объекты налогообложения, доля налогов в национальном доходе и каждого из них в общей сумме поступлений бюджет;
- ставки кредитов на долгосрочные капитальные вложения;
- степень государственного контроля за уровнем цен, тарифов, заработной платы(доходов);
- государственный контроль за уровнем издержек производства,  платёжной дисциплиной и обращением наличных денег;
- функции, структура, затраты и эффективность управления Государственного аппарата;
- степень защиты отечественных производителей (таможенные пошлины и другое), научно-технического и интеллектуального потенциала страны;
- поддержка курса национальной валюты;
- соотношение актива и пассива приватизации, доля частного сектора народном хозяйстве и вектор его изменения.

Закон перехода количества в качество наиболее полно проявляет себя при воздействии государства на эти рычаги. И проявляет себя порой так, что государство практически теряет контроль над экономикой, стихия развала может стать неуправляемой. Раз: Павлов отпустил цены - начался спад производства, появилась инфляция. Не поняли, мер не приняли. Два: пришёл Гайдар и вовсе отпустил рычаг цен из рук государства, приватизацию ("народную"!) превратили в "прихватизацию". Итог: Великая Отечественная война нанесла меньший ущерб народному хозяйству, чем его бездумное реформирование, в результате которого экономика дошла до дна, дальше уже падать просто некуда.

   Вместе с тем, если правильно нажимать на экономические рычаги, можно не только вывести государство из состояния депрессии, но и обеспечить устойчивый подъём народного хозяйства. Адам Смит ещё на заре становление капиталистического способа производства писал, что для того, чтобы привести любое государство к процветанию, необходимы минимальные налоги и лёгкость в управлении. Обратим внимание Адам Смит утверждает- любое государство! Следовательно, этот рецепт годится и для нашей разрушенной экономики. Поэтому, если мы действительно хотим начать подъём народного хозяйства, необходимо:

- понизить уровень налогообложения производителей с тем, чтобы им было выгодно вкладывать деньги в его развитие;

- усовершенствовать систему и структуру органов государственного управления.

Эти условия абсолютно необходимы, но недостаточные. На чём зиждется эффективность любого производства? Любой заводской экономист знает ответ на этот вопрос - на объёмах. Падает объём производства и всё летит к чёрту! Это видно из элементарного примера:

Возьмём стоимость 1000 изделий за 100 при такой структуре себестоимости: 50 - условно постоянные расходы, 30 - переменные (материалы, зарплата, энергия и тому подобное) и 20 - прибыль. Тогда при падении производства на 30 процентов оно становится убыточным: 50 + 30 х 0,7>0,1×700(71>70).  Бюджет лишается своей доходной части за счёт прибыли, а предприятие возможности развивать и совершенствовать производство.

    Такова жестокая и неумолимая арифметика экономики. А если в целом по народному хозяйству объём производства упал не на 10, не на 30 процентов, а в 2,5 раза, то это катастрофа. Государственным мужам она является в виде жесточайшего дефицита бюджета, когда становится невозможно содержать армию, финансировать образование и здравоохранение, платить пенсии и прочее. Однако, о себе аппарат управления не забывает ни при каких условиях, поэтому затраты на его содержание возросли не только относительно, но и абсолютно. А поскольку бюджет формируется за счёт налогов, они тут же схватились за рычаг налоговой системы. Когда бюджет затрещал по всем швам, Горбачёв ввёл сначала трёх, а потом пятипроцентный налог с оборота на все реализуемые товары и услуги. Однако, если и надо было нажимать на налоговый рычаг, то двигать им надо было, по Адаму Смиту, в другую сторону, сторону облегчение налогового бремени. Но этого не поняли или не знали учёный мужи, ставшие штатными советниками в правительстве. Поэтому, когда началось падение производства, его ускорили введением НДС, повышением налогов на прибыль и отчислений на социальное страхование, ведением новых налогов и предоставлением местным органам власти права устанавливать свои налоги, сборы и отчисления. Чтобы хоть как-то существовать, предприятие ответили на это повышением цен, высокие цены подорвали спрос. А нет спроса - нет и производства. Падает производство - снижается общая сумма поступлений в бюджет и сколько не понукай коня "социальной защиты", он будет вести этот воз всё хуже и хуже, если не изменится политика налогообложения.

   Однако наибольший урон экономики нанесло ведение НДС. Как инструмент фискальной политики НДС весьма эффективен, обойти налогоплательщикам его тяжело. Однако есть одно "но", о котором знает любой мало-мальски грамотный финансист: НДС может применяться только в условиях стабильной экономики, а если в народном хозяйстве наблюдаются стойкие, негативные явления, он способен только обострить их, а если производство падает, то ускорит его, потому что очень быстро превращает инфляцию спроса в инфляцию издержек. Отсюда следует, что НДС следует первым исключить из номенклатуры налогов. Однако за рычаги государственного управления нельзя резко дёргать, и коль НДС уже есть, то освобождаться от него следует постепенно, планомерно, уменьшая, например, его каждые полгода на 5%.

   Я не располагаю статистическими данными, но, думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что ныне 75-80% вновь созданной стоимости изымается в виде налогов и сборов и всего лишь 20-25% достаётся собственнику и его наёмному работнику в виде зарплаты, и остатка прибыли. Зарплата, которой у большинства населения едва хватает, чтобы сводить концы с концами, не служит источником роста спроса и, соответственно, роста производства, а мизерные дивиденды и скудная прибыль делают невыгодными вложения капитала как в производство, так и для приобретения акций. Отсюда вывод - надо изменить пропорцию деления национального дохода в обратную сторону.

Как известно, Карл Маркс резко критиковал триединую формулу Сея, согласно которой вновь созданный продукт должен делиться между господином, работникам и землёй. Но это формула верна и для нынешних условий, если под землёй понимать государство как базис. Отсюда следует, что было бы справедливым, чтобы владелец предприятия получал треть, работник - треть и на налоги уходила не более 1/3 созданной стоимости. Тогда работник не будет чувствовать себя ущемлённым, а владелец предприятия станет вкладывать деньги в производство, люди станут покупать акции и потекут капиталы в Россию не только отечественных, но иностранных предпринимателей.

Пропорции распределения национального дохода на потребление, накопление и налоги (мы отвлекаемся от того, что налоговые поступления на уровне государства распределяются, в свою очередь, на накопление и потребление) требуют создания эффективного механизма такого распределения. Вернее, не создания, а восстановления, ибо до реформы такой механизм работал исправно. Были, конечно, проблемы, но то были проблемы его совершенствования, а не функционирования вообще. Главным достоянием ранее существовавшей системы управления народным хозяйством было широкое использование нормативов и лимитов на основе достаточно полной статистики, и эту систему следует восстановить.

Нормативы и лимиты сами собой не образуются, их разработкой и контролем должны заниматься специализированные службы, которые раньше были в каждом Министерстве, а ныне эту работу выполнять некому. Поэтому необходимо восстановить ранее существовавшие Министерства по отраслям (укрупнённым) народного хозяйства, а главное, восстановить те функции, которые они ранее выполняли:

- научно-технической политики, реконструкции и технического перевооружения отрасли;

- ведения отраслевой статистики;

- разработки нормативов затрат, обслуживания и потребления по всей номенклатуре выпускаемой продукции и проектов цен на основе этих нормативов;

- контрольно-ревизионной деятельности и ведомственного аудита;

- подбора и подготовки кадров, в том числе арбитражных управляющих для предприятий- банкротов.

Правда или нет, что численность служащих госаппарата возросла за годы реформ в четыре раза, мне трудно судить. Ну то что создано много ненужных и попросту лишних подразделений, общеизвестно. Безусловно, от них следует избавляться и этот процесс "пошёл", публикуется указ за указом президента по совершенствованию структуры управления. Но много остаётся и "священных коров", которых следовало бы сократить в первую очередь. Речь идёт прежде всего о Госкомимуществе и Фонде имущества. Созданные с целью повысить эффективность народного хозяйства и наполнить казну за счёт реализации госимущества, они лишь поспособствовали его развалу, а что касается казны, то, пожалуй, в мировой истории не было ещё такого, санкционировано самим государством, её разграбления и столь быстрого обогащения чиновников, бывших партбоссов и просто ловкачей. Практически любого из наших супербогачей и "новых русских" можно спросить: а откуда взялось ваше богатство, если принадлежащие вам предприятия год от года работают всё хуже или влачат жалкое существование? Что вы сделали для процветания России? Поэтому и ГКИ и ФИ следует ликвидировать, а функции приватизации передать Министерствам и ведомствам. Для методического руководства и соблюдением единства достаточно иметь госкомитет по приватизации, поручив ему разработку нормативов, единых для всей отраслей.

Многие предприятия и коммерческие структуры научились прятать свои доходы в затраты, прежде всего за счёт необоснованного повышения зарплаты и выплаты премий, уменьшая таким образом прибыль для налогообложения. Воссоздание министерств, пусть даже в сильно усечённом виде, потребует дополнительных расходов из бюджета. Но они быстро перекроются доходами за счёт того, что нормирование затрат позволит сделать скрываемые доходы налогооблагаемыми.

Особенно важное значение имеет нормирование расходов на заработную плату. Насколько сильна была эйфория нежданно свалившейся демократии с её демонстрацией по телевидению всех заседаний съезда народных депутатов, можно судить по тому, что и у ведущих экономистов, и у правительственных чиновников выветрилось из головы основополагающие правило, что в основе всех затрат и цен лежит заработная плата. Шахтёры и учителя могут этого и не понимать, а тот, кто руководит государством должен знать это как Альфу и Омегу. Поэтому ни при каких обстоятельствах ни в каком государстве не может быть её бесконтрольного изменения. А чем, спрашивается, объяснить, почему в первом полугодии у пензенских железнодорожников зарплата была выше в два раза, у Газовиков в четыре раза выше, чем в среднем по области, а у крестьян в два раза ниже? Только тем, что свободу рыночных отношений мы поняли как, как свободу платить самим себе ту зарплату, которую сами себе можем установить.

То, что потом это возвращается бумерангом роста цен, не научило ни шахтёров, ни железнодорожников, личный интерес оказался сильнее здравого смысла. Поэтому государство должно прежде всего поставить под контроль рост и величину зарплаты, поставив эти значения в чёткую зависимость от объёмов производства и его эффективности. Для этого следует возвратиться к ранее действовавшему порядку, когда зарплата выдавалась в меру выполнения объёмных показателей, а сам норматив зарплаты на единицу продукции рассчитывался на основе централизованно устанавливаемых и единых для всего народного хозяйства, дифференцированных по отраслям тарифных ставок и окладов. Именно эта, нормируемая величина зарплаты, должна закладываться в себестоимость и служить базисом определение прибыли, рентабельности и исчисления налога на прибыль. Средства на заработную плату будут выдаваться банками по этому нормативу в меру выполнения объёмных показателей, а все дополнительные выплаты - премии, дивиденды - после сдачи квартальных балансов из прибыли, остающейся у
предприятия на эти цели. Вот тогда разброса зарплаты такого, как сейчас, не будет, а если будет, то его можно объяснить более высокой эффективностью производства данного предприятия или отрасли.

Контроль за уровнем зарплаты логично требует контроля и централизованного установления цен на продукцию ТЭК, сырьевых отраслей и основные продукты сельского хозяйства, как таких же затратообразующих факторах. Да, рынок характеризуется тем, что цена устанавливается стихийно при равенстве спроса и предложения. Но этот постулат верен только для весьма ограниченной области рыночных отношений и то лишь как момент. Даже в высокоразвитых странах Запада изменения цен подчиняются определенным процедурам, а в той же Японии на около 4 тысяч наименований продукции цены устанавливаются централизованно или по согласованию с правительственными органами. Вспомним, Великая депрессия тридцатых годов США была успешно преодолена и сменилась подъёмом лишь потому, что Рузвельту удалось убедить конгресс ввести контроль за ценами. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства Германии и Японии также сопровождалось контролем за уровнем цен. И у нас нет иного пути как обуздать вакханалию цен, если мы хотим восстановить народное хозяйство России. Другое дело, что контроль за уровнем цен должен уменьшаться по мере удаления от сырьевых отраслей к производству и реализации продукции ширпотреба и коммерческой деятельности.
    Нормирование затрат, заработной платы и контроль за уровнем цен не могут не опираться на ужесточение платёжно-расчётной дисциплины. Самые крупные аферы и хищения, в том числе из средств, выделяемых из бюджета, стали возможны лишь потому, что непонятно с какой целью (впрочем, понятно, что именно с этой целью!)  было разрешено переводить средства со счёта на счёт без какого-либо документального подтверждения с последующим их обналичиванием. Поэтому необходимо возвратиться к ранее действующему порядку, когда вся договорная и проектно-сметная документация сдаётся в банк, а каждый платёж производится в полном соответствии с этой документацией после её проверки банком. При этом должны быть полностью запрещены расчёты за товары и услуги наличными деньгами, в том числе и для предпринимателей-частников. Тогда, чтобы иметь возможность заработать, последние должны показывать на своём лицевом счёте в банке весь оборот и, следовательно, платить налоги в полной мере.
    Следует также восстановить существовавшую раннее очерёдность платежей согласно картотек №1 и №2  с тем, чтобы не позволять недобросовестным партнёрам создавать ситуации и цепочки взаимных неплатежей. Необходимо также восстановить особый порядок формирования счёта финансирования и расходования средств с этого счёта. Если страна испытывает острейший недостаток средств на техническое перевооружение, реконструкцию и просто на замену оборудования, если вследствие этого встают машиностроительные заводы, необходимо для предприятий всех форм собственности ввести порядок, согласно которому амортизация, средства Фонда развития производства (ФРП) и социальных расходов (СР) должны аккумулироваться на счёте финансирования. Счёт финансирования должен быть неприкосновенным для затрат на текущие нужды, а потому он станет для страны внутренним источником для начала подъёма экономики. Банки также получат дополнительный и достаточно мощный источник кредитных ресурсов за счёт использования временно свободных средств предприятий на этом счёте.

2. Главные направления совершенствования хозяйственного механизма для выхода из состояния депрессии

Итак, уменьшение доли налогов в национальном доходе и установление предельного уровня налогообложения, повсеместное введение нормативного метода исчисления затрат и контроля за уровнем зарплаты и цен с ужесточением банковского контроля за соблюдением платёжной дисциплины в сочетании с рационализацией структуры и функций органов государственного управления представляют собой базис или фундамент, возведя который Россия может идти дальше по пути восстановления народного хозяйства. Однако, для того, чтобы дать начальный импульс этому движению, необходимо выполнить ещё ряд условий:

  1. Необходимо снизить ставку рефинансирования ЦБ до нормального уровня. Конечно, не до 0,5% годовых годов застоя, и не до 5-7% развитых стран Запада. Для нынешних "голодных" условий вполне будет достаточно понизить её к концу 1997 года до 15-20%. При этом движение капиталов на долгосрочные капитальные вложения начнётся ещё до того, как она начнёт фактически снижаться, если правительство и ЦБ примут и объявят это решение как официальное. Здесь сыграет свою роль феномен ожидания позитивных перемен, все уже устали от гнетущего состояния упадка и депрессии.
  2. Наполнить все каналы обращения денежной массой. Деньги - та же кровь для народного хозяйства, что и кровь для любого живого организма. Поэтому дефицит денег даёт тот же результат, что и потеря крови - экономика страны задыхается, а мы продолжаем проводить устаревшие монетаристские эксперименты, методику которых постигали наши реформаторы в Гуверовском институте США. И это при том, что любому студенту при изучении политэкономии вдалбивается в голову, что денежная масса есть величина, зависимая от скорости обращения капитала! При ускорении денег требуется меньше, при замедлении оборота Центробанк любой страны должен открыть свои хранилища или включить печатный станок. Мудрость правительства любой страны - постоянно контролировать соотношение денежной массы и скорости оборота капитала с тем, чтобы не нарушать равновесие, ибо это ведёт к негативным последствиям. Когда Павлов в первый раз освободил цены, необходимо было тут же проиндексировать оборотные средства предприятий и активы банков, особенно - Сбербанка, а также скорректировать бюджет. Тогда бы спада производства не было, государство сохранило бы вклады граждан как источник бесплатных финансовых ресурсов, и тогда действительно можно было бы начать структурную перестройку народного хозяйства. Произошло бы просто изменение масштаба цен и их соотношение по отдельным группам товаров без падения объёма производства и инфляции.

Однако этого сделано не было и теперь надо искать выход из положения. Но и выход не требует какой-либо изощрённой и сложной меры - нужно просто довести количество денежной массы в обращении до нормы. Для того чтобы водяной насос заработал нужно сначала влить ведро воды. А для экономики этим ведром может послужить единовременная и разовая ликвидация задолженности бюджета по выплате зарплаты, пенсии и пособий, оплате предприятиям ВПК госзаказа и предоставления дотаций и субсидий из бюджета. По крайней мере, половина этих средств снова вернётся в бюджет через некоторое время, а если "мотор" производства заработает на полную мощность, то и полностью. Поэтому дефицит бюджета в данном случае можно рассматривать как бесплатный кредит.

   Другим рычагом подъёма экономики могут послужить кредиты ЦБ на пополнение недостатка собственных оборотных средств предприятиям. Госкредиты за счёт дефицита бюджета, если они будут выдаваться непосредственно предприятиям, а не через коммерческие банки, возвратятся в бюджет с процентами, они будут поддерживать производство и способствовать его росту. ГКО, наоборот, препятствуют выходу страны из кризиса, они препятствуют снижению ставки рефинансирования и держат на высоком уровне ставки коммерческого кредита, поскольку оборот ГКО ограничен банковской системой. Хотя и то и другое есть заимствование из будущих доходов, кредиты  ЦБ за счёт дефицита бюджета будут способствовать выходу страны из кризиса, в то время как ГКО не что иное как государственная финансовая пирамида, которая только и может существовать за счёт высокого уровня инфляции, то есть консервации положения депрессии.
    Однако основным препятствием подъёма экономики был и есть высокий уровень налогообложения, дестимулирующий рост производства по объектам налогообложения. К примеру, чем ниже (относительно) издержки производства, тем выше будет НДС, а предприятие, кроме того, заплатит ещё 35% налога на прибыль за счёт её роста при экономии затрат. Отсюда следует, что налоговая система должна перетерпеть серьёзные изменения с тем, чтобы не угнетать, а способствовать росту производства.

     Предлагаю рассмотреть следующую систему налогообложения, которая должна стимулировать подъём экономики страны, сокращение затрат и численности аппарата фискальной системы с лучшей "собираемостью" налогов:

  1. Ликвидировать множественность налогов, упорядочить их структуру и взимание. Россия уже сталкивалась с ситуацией, когда множество налогов, вплоть до налога на ношение бороды, породила множество проблем, а казна была пуста. Ну тогда же было найдено и правильное решение. В царствование Императрицы Елизаветы была произведена консолидация налогов и с той поры государство Российское не испытывала больших проблем в этой части, а, к примеру, обеспечение российской казной ценных бумаг считалась в мире самым надёжным.  

В  этой связи предлагается сократить число налогов и ограничить их взимание: а) с физических лиц - подоходного, налога на имущество (которое может приносить доход - квартира, дом если есть излишняя жилая площадь, и тому подобное), налога на землю (свыше установленного минимума),  и госпошлины, взимаемой при оформлении сделок частного характера; б) с предприятий - налог на прибыль (определяемую нормативным методом), налог на имущество (основные и оборотные фонды), налог на землю, отчисление на социальное страхование, налог оборота и акцизы (по отдельным видам товаров).

Налоги должны взиматься с дохода и имущества, чтобы стимулировать получение дохода и эффективное использование имущества и, по крайней мере, регулировать имущественное положение граждан по принципу: больше получаешь и имеешь, больше и плати. Но перегибать палку здесь не стоит - если предпринимателю придётся платить в виде налогов более 50% заработанного, то он просто начнёт скрывать доходы. Поэтому налог на зарплату не должен превышать 1/3, а что касается процентов по вкладам и дивидендов, то если мы хотим, чтобы государство располагало внутренними финансовыми источниками на подъём экономики, именно на этапе подъёма и выхода из кризиса эти доходы следует полностью освободить от налогообложения, тем более, что и дивиденды, и вклады уже прошли налогообложение, это чистый доход. И тем более не должны эти доходы облагаться налогом, если они используются как источник капитальных затрат на развитие производства и приватизацию. Налог на личное имущество предпринимателя тоже должен быть таким, чтобы он мог не только содержать дом и семью, но и у него ещё оставались средства для приращения этого имущества. Вот тогда он будет стремиться работать так, чтобы получать всё более высокий доход, а для этого ему потребуется развивать и совершенствовать производство, которое перешло ему в частную собственность, а не проедать эту собственность, доставшуюся ему на первоначальном этапе приватизации почти даром. Но если речь идёт о распродаже имущества и вырученные средства пойдут на личное потребление, налог должен быть очень высоким и компенсировать потери государства на приватизацию. Аналогичного принципа следует придерживаться при налогообложении предприятий: если имущество предприятий используется эффективно, налог мал, а если станки стоят, здания пустуют, земля используется плохо - налог повышается. Если предприятие становится банкротом, то по крайней мере 50% разницы между ценой реализации имущества и суммой затрат на его приобретение (приватизацию) должна  изыматься государством.

2. В связи с консолидацией налогов ликвидировать отчисления в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, дорожный и прочие фонды. Выплаты пенсий, стипендии, пособий, финансирование системы здравоохранения, правопорядка, органов образования и коммунального хозяйства, а также строительство автодорог осуществлять за счёт соответствующих статей бюджета. В России две беды - дороги и дураки. Но мы вдвойне дураки, если строительство автодорог представляем столь суперприоритетной областью, что ввели независимый от всех налог. Все отрасли народного хозяйства важны, все они тесно взаимосвязаны между собой и вопрос помощи или приоритета той или иной отрасли на данный промежуток времени должен решаться при рассмотрении бюджета на каждый год. А что касается дорог, то надо идти по пути строительства коммерческих (платных) автодорог, как в Америке и других странах, а государство должно лишь помочь в организации и финансировании тех фирм, которые займутся их строительством и эксплуатацией.

Создание пенсионного фонда и фонда медицинского страхования, несмотря на очень высокие отчисления на эти цели, не улучшило ни пенсионное обеспечение, не медицинское обслуживание, а только увеличила затраты бюджета на содержание аппарата этих фондов. Что же касается финансовых злоупотреблений, которые связаны с нецелевым использованием средств этих фондов, то их давно нужно было ликвидировать и возвратиться к старой системе, которая непонятно чем была плоха. По крайней мере, раньше 4-12 % начислений на зарплату хватало на пенсии и отдых трудящимся, а ныне и 28% мало, пенсии выплачиваются со значительными задержками.

3. Полностью отменить все местные налоги и сборы, которые похожи скорее на поборы, поскольку они не стимулируют развитие местного производства и повышения его эффективности. Финансирование местных нужд следует осуществлять за счёт централизованных отчислений из федерального бюджета по единому нормативу для всех регионов, а учёт их особенностей осуществлять за счёт дотаций и субсидий. Практика реформирования ясно показывает, что местные власти не могут разумно распоряжаться предоставленной свободой. Желая избавиться и поскорее от многих проблем, они чаще всего сами подрывают экономику своих регионов. Поэтому передача прав по управлению на места должна осуществляться постепенно, по мере того как будет восстанавливаться народное хозяйство, а пока следует возвратиться к централизованной системе управления.

4. Установить предельный уровень изъятия налогов с дохода предприятия, выше которого он не может повышаться. Целесообразнее всего устанавливать его в процентах к чистому доходу или чистой продукции, которые определяются как объём реализации продукции минус материальные затраты на её производство. Кстати, Е.Гайдар стал известен как экономист благодаря разработке и обоснованию этого показателя, и если бы он продолжил эту работу для рыночных условий, это было бы куда лучше внедрения устаревших макроэкономических моделей, подсунутых Западом. А мы практически использовали этот показатель, проведя в 1983-1986гг годах экономический эксперимент в ПО "Пензаводпром". Дело в том, что исчисление налога долях прибыли ставит предприятия в неравные условия, так как на её величине сказываются материальные и нерациональные затраты. Однако это дело будущего, а прибыль сейчас каждым определяется   предприятием и предельный уровень налогообложения следует устанавливать в процентах от прибыли, то есть сумма всех налогов - от прибыли, на имущество и землю не должна превышать, например, 40%. (10-15% чистой продукции).

5. Снизить ставки налога: до 15-20%, отчисление на социальное страхование до 7-12%, предел подоходного налога с граждан установить в размере 25-30% со всех видов дохода, но, во всяком случае, не более 35%. Именно такой уровень налогообложения будет стимулировать производство и не подавлять деловую активность граждан.

6. Снизить размеры штрафов и пени, взимаемых за несвоевременную уплату, занижение или сокрытия налогов. Это большая проблема не только для предприятий, но и налоговых инспекций. Последние понимают, что им приходится "резать курицу, несущую золотые яйца", а порой - и простую курицу, ибо взыскание недоимок в двойном размере лишь подрывает налоговую базу, а с помощью пени её добивают ростом числа неплатёжеспособных предприятий. По данным пензенских налоговых органов, лишь около 10% доначисленных недоимок поступает бюджет. Никакой рэкетир не станет отнимать последнее, а вот штрафные санкции порой превышают все активы предприятия, и после проверки ничего не остаётся делать, как закрыться. Таким образом, высокие штрафные санкции не только не способствуют пополнению бюджета, но и являются серьёзным препятствием возрождению экономики страны. Поэтому целесообразно снизить размеры штрафных санкций до 10% или до иных, разумных пределов, а пени за несвоевременную уплату налогов - до 50% ставки рефинансирования ЦБ за каждый день задержки, но не более 10%.

7. Увязать взимание налогов, штрафов и недоимок с финансовым состоянием предприятия. Оно не должно приводить к прекращению деятельности, что встречается ныне сплошь и рядом. Не должно быть безадресного наложения ареста на счёт предприятия, так как на этот счёт могут поступать деньги, перечисляемые авансом по договорам, которые ещё предстоит выполнить, вклады учредителей в уставной капитал, средства от реализации акций согласно утверждённого проспекта эмиссии. Но в  настоящее время именно так и происходит, в связи с чем за долги данного предприятия перед государством отвечают другие контрагенты, вкладчики и владельцы акций, что является нарушением закона о собственности, согласно которому предприятие может отвечать по своим долгам только собственным имуществом, и только на него может быть обращено взыскание. Однако, что же делать государству в таком случае? В этом случае налоговая инспекция должна возбудить дело о банкротстве или же предприятие должно добровольно передать в собственность государства соответствующее его долгам имущество вплоть до контрольного пакета акций. Таким образом, собственность государства будет постоянно увеличиваться за счёт обращения недоимок по налогам в эту собственность без остановки предприятий. Следовательно, база приватизации будет постоянно пополняться.

8. Усилить роль и ответственность главных бухгалтеров предприятий всех форм собственности за состояние учёта, правильности исчисления налогов и своевременную плату. В настоящее время за это несёт ответственность директор плоть до уголовной, а главный бухгалтер при такой постановке дела не отвечает ни за что. Но именно он, профессионал лучше директора знает, что можно и что нельзя, как правильно должны быть оформлены документы, как затраты и доходы разнесены по счетам. Вот почему главному бухгалтеру следует предать, как это было и прежде, статус государственного контролёра на производстве. Это тем более необходимо при переходе на нормативный метод учёта затрат и исчисления прибыли. В сочетании с ведомственным аудитом это позволит навести чёткий порядок в учёте, сделает более грамотными проверки и позволит снизить численность налоговых инспекций.

Ликвидация многих налогов и снижение ставок по оставшимся резко уменьшат поступление бюджет за счёт налогов. В тоже время, ужесточение платёжно-расчётной дисциплины, введение нормативного метода учёта затрат и исчисления прибыли, совершенствование структуры и сокращения аппарата управления в значительной степени компенсируют потери бюджета. Но главное, облегчение налогового бремени и снижение штрафных санкций плюс ликвидация взаимной задолженности при возникновении устойчивого и возрастающего спроса при наполнении каналов обращения денежной массой сделает положение предприятий устойчивым, и они начнут наращивать объёмы производства, а следовательно, сделается более устойчивым и всё более возрастающим приток налоговых поступлений в бюджет. Вместе с тем, нужны будут и дополнительные поступления в бюджет. Рассмотрим главные из них.

1. Приватизация предприятий. Несмотря на то, что чековая приватизация позволила самые лучшие, самые доходные предприятия передать в частные руки практически за бесценок или попросту говоря, "прихватизировать", у государства ещё достаточно собственности, за счёт которой можно пополнять бюджет вплоть до полной ликвидации его дефицита, было бы желание и правильная постановка дела. Потом, если внимательно просмотреть данные мной предложения, фонд приватизации будет постоянно пополняться за счёт предприятий-банкротов и просто в счёт ликвидации недоимок, а следовательно, приватизация может служить стабильным источником поступлений в бюджет.  Надо иметь в виду и то, что при снижении налогов и установлении жёсткого порядка использования средств фонда развития производства у предпринимателей, во-первых, появятся средства, а, во-вторых, возрастут и цены на приватизируемые объекты. Т.е. те средства, которые ныне государство изымает безвозмездно в виде налогов, оно получит другим путём, через приватизацию, выполнив целых три задачи: подъёма производства, пополнение бюджета и передачи госсобственности в частные руки.

2. Приватизация земли. Ёе следует проводить исключительно за деньги, не повторяя ошибок чековой приватизации и очень осторожно, не торопясь.

3. Концессии. Как и в первые годы Советской власти, можно передавать разработку и эксплуатацию природных ресурсов в виде концессии иностранным и отечественным компаниям, на ограниченный срок, и под строгим контролем, не допускающим разграбление этих ресурсов.

4. Упорядочивание налогообложения личного имущества. Процесс первоначального накопления капитала, которым сопровождался переход экономики на рыночные отношения, в сущности, завершился. И важно, чтобы не начался его передел. Поэтому вопрос владения частной собственностью должен быть введён в жёсткие рамки и подконтролен государству. С этой целью следует принять "Закон об имущественном положении", согласно которому все граждане России и иностранные подданные с определённом в Законе уровнем благосостояния обязаны ежегодно подавать в налоговые органы "Имущественную декларацию", в которой должны быть указаны всё движимое и недвижимое имущество, предметы роскоши и антиквариат, акции и вклады в банках, включая зарубежные, которым владеет лицо, подавшее декларацию. Очевидно, что "новые русские", которым государство предоставило столь безграничные возможности для личного обогащения, должны "поделиться" этим с государством. Но столь же очевидно, что не следует идти вновь по пути раскулачивания. С этой целью в Законе должен быть установлен срок, в течение которого Имущественная декларация подаётся без указания источника приобретения имущества. Это позволит легализовать имеющееся имущество как стартовый капитал, не только предотвратит бегство капитала за границу, но и будет стимулировать их возвращение для легализации. Однако, по истечении установленного срока все приобретения должны быть увязаны с полученными законным путём доходами. Понятно, что при такой постановке дела никакой чиновник, депутат, генерал или министр не рискнёт брать взятки, строить дачу за счёт государства. Такая мера поставит мощный заслон организованной преступности и коррупции, ибо именно там концентрируются, вращаются и превращаются в личное богатство очень большие, но "грязные" деньги. Более того, если мы действительно хотим перекрыть все каналы незаконного обогащения, то следует законодательно ввести норму, согласно которой не только подозреваемый в хищениях, но и любой гражданин обязаны в любое время документально подтвердить легальность приобретения имущества и строительства коттеджей, квартир, дач, гаражей и тому подобное. А что касается крупных расходов, то они должны осуществляться только безналичным путём с лицевого счёта гражданина в банке. Разумеется, при упорядочении налогообложения личного имущества будет получен достаточно мощный и стабильный, всё возрастающий приток налоговых поступлений бюджет.

5. Усиление экономической направленности внешней и внешнеэкономической деятельности. Наши магазины сейчас полны импортных товаров и этим непременно козыряют демократы как несомненным достижением проведённых ими рыночных реформ. Но этим хвастаться могут либо недалёкие, либо нечестные люди. Полки магазинов полны не потому, что мы стали жить лучше, а потому что наши заводы стоят, люди месяцами не получают зарплату, и не на что купить эти товары. Мало того, что неумелое проведение рыночных преобразований привело к падению производства, это падение ускоренно такой же неумной внешней политикой и таможенными вольностями. Что же прогрессивного в том, что ввозим электронику, бытовую технику и продукты питания, а наши целые отрасли, такие как радиоэлектроника, вычислительная техника, производство элементной базы, станко и сельхоз машиностроение практически разрушены, птицефабрики и свиноводческие хозяйства закрываются, все базы затоварены сливочным маслом? И содержание закрывающихся или резко снизивших объёмы производства предприятий ложится тяжким бременем на бюджет.

Но нет худа без добра. Теперь, когда наши зарубежные поставщики, в расчёте на наш рынок, создали дополнительные мощности для производства товаров для России, мы можем поставить им жёсткое условие - хотите продолжать их поставлять, создавайте аналогичное производство и в нашей стране. Пусть сначала на уровне сборки, потом уже на уровне более высоких технологий. И ведь условия для этого у нас ничуть не хуже, а даже лучше, чем в Юго-восточной Азии или Китае – есть свободные производственные мощности, хорошо развитая инфраструктура и высокий уровень квалификации рабочей силы при весьма низкой зарплате. Для того, чтобы экономически понудить импортёров к этому, мало установить соответствующие нашим интересам таможенные пошлины, надо установить и квоты на ввоз товаров в зависимости от величины средств, инвестированных в развитие отрасли в России. Больше инвестировал, больше квота, меньше таможенная пошлина. И наоборот.

Далее. Если мы действительно хотим это сделать, надо устранить ещё одно препятствие - отечественных импортёров, вернее, наших коммерсантов, надо лишить права заниматься импортными операциями. Первым шагом в этом направлении должно быть установление жёсткого контроля за соответствием поставок и платежей. Предоплата с переводом средств в зарубежные банки должна быть полностью исключена. Это должно послужить преградой на пути утечки капитала на Запад и её полностью не будет, по крайней мере, по этому каналу, если, к примеру "Siemens" или "Sony" сами будут поставлять свои товары в Россию. Им для этого вообще предоплата не потребуется, они вынуждены будут осуществлять поставки за счёт собственных финансовых ресурсов. Более того, чтобы успешно действовать на рынке России, им потребуется создать соответствующую товаропроводящую сеть и сеть предприятий обслуживания сложной техники с подготовкой отечественных кадров. В сочетании со сбалансированный с интересами отечественного производства таможенной политикой это позволит в значительной степени увеличить поступление в бюджет страны главным образом за счёт роста прибыли в производстве.

Необходимо также занять жёсткую позицию в отношении бывших Республик Союза ССР - хватит выступать в роли " большого брата". Если Западу выгодно ослабление России, то и нам ни к чему поддерживать на плаву экономику Украины или Казахстана, либо другой республики СНГ. Чем больше у них будет проблем, чем больше они будут зависеть от нас, тем выгоднее России, тем быстрее произойдёт интеграция под началом России. Поэтому при задержке оплаты странами СНГ за поставляемые энергоресурсы и товары стратегического характера немедленно должны применяться жёсткие экономические санкции. Если же платить им нечем, то необходимо ставить вопрос о передаче в собственность России их предприятий или контрольного пакета акций тех из них, которые тесно связаны с нами поставками по кооперации. В этом плане вполне возможен возврат Севастополя и Байконура, взятие под контроль важнейших отраслей этих стран. Тогда легче будет преодолевать и политическую разобщённость стран СНГ.
     В отношении стран Запада нужна также более прагматичная политика. Когда встаёт вопрос о выполнении соглашений по разоружению и ликвидации ядерного и химического оружия и выполнению международных программ по экологии, то соглашаясь в принципе, вопросы финансирования реализации международных соглашений нужно решать с учётом бедственного положения экономики России, в которое она попала, кстати, во многом благодаря, прямо скажем, очень продуманной политики Запада и, прежде всего, США. Бывший директор ЦРУ Аллен Далес ещё 1945 году спланировал то, что произошло сейчас: ... "Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, в управлении государством создадим хаос и неразбериху..." На эти цели были истрачены триллионы долларов за последние 40 лет. Так пусть теперь помогают. Об этом надо говорить прямым текстом: вы, господа, помогли развалить экономику России, и если не хотите, чтобы от неё исходило угроза войны или экологических бедствий, платите, финансируйте эти мероприятия.

Адекватной должна быть политика России в отношении тех стран СНГ, которые проводят дискриминационную политику по отношению к русскоязычному населению. За каждую семью, вынужденную эмигрировать в Россию, должен быть предъявлен счёт этим странам в сумме затрат на их переезд и обустройство. Все страны СНГ в той или иной степени зависят от поставок из России энергоресурсов, сырья и оборудование, и поэтому можно прямо ставить вопрос: если вы притесняете русских, то будете платить по этим поставкам ровно настолько больше, насколько больше семей выедет в Россию вследствие дискриминационных мер. Это значительно охладит националистический пыл в республиках Прибалтики, на Украине и в Казахстане, а России позволит экономить значительные средства, ныне отвлекаемые из бюджета. Наконец, русские за рубежом должны знать, что Россия помнит о них и готова защитить их от националистической политики государств, где они оказались не по своей воле.

Весомую добавку в бюджет может получить Россия, если активно займётся реализацией имущества бывшего СССР за рубежом и долгов развивающихся стран, которым он ранее помогал.

III. Частные вопросы реформирования экономики

  1. Сельское хозяйство. Во всех развитых странах забота о сельском хозяйстве стоит на первом месте, потому что всем, независимо от имущественного положения, нужно есть и пить каждый день. Мы же, сущности, бросили своё сельское хозяйство на произвол судьбы, добивая её неумной таможенной политикой, поощряющей ввоз продуктов питания. Ясно одно - надежды на то, что фермеры накормят Россию, не оправдались. Колхозы и совхозы явно поторопились разрушить, АО и ТОО на их основе скорее мертвы, чем живы, а наделение крестьян земельными паями рождает скорее желание иждивенцев, чем хозяев Земли. Поэтому нужен ход, который затормозил бы развал фермерских хозяйств поддержал на плаву ещё некоторое время колхозы и совхозы. Без помощи государства здесь не обойтись, но и безвозмездной эта помощь не должна быть.

В настоящее время предприятия сельского хозяйства почти поголовно должники государства, но вряд ли в обозримом будущем они погасит свои долги. Опять простить, списать? Нет. Необходимо перевести опять в собственность государства то, что было отдано бесплатно в ходе приватизации в (пределах долга) и на основе переданного имущества создать государственные машино-тракторные станции (ГМТС), которые бы проводили обработку земли и переработку сельхозпродукции для всех, в том числе и для крестьян-единоличников и фермерских хозяйств. Одновременно это мера позволит воссоздать устойчивый рынок сельхозтехники, а следовательно, вдохнуть жизнь в наши предприятия по её производству. Точно так же может быть восстановлена структура строительно-монтажных, обслуживающих и перерабатывающих предприятий на селе. При этом изначально следует рассматривать создание предприятий типа ГМТС как меру по созданию фонда объектов будущей приватизации.

2. Восстановить статистику производственно-хозяйственной деятельности в полном объёме. Многие формы, по которым предприятия были вынуждены отчитываться в дореформенные времена, действительно были излишними. Но нельзя и сводить статистику только в сфере исчисления налогов и разовым обследованием. Многие нынешние стратегические и тактические ошибки обусловлены именно отсутствием данных для принятия решений. А если вводить нормативный метод контроля уровня затрат, зарплаты, цен и исчисления налогов, то без соответствующей статистики не обойтись.

3. Ликвидировать состояние неплатёжности как явление. В дополнение к единовременному взаимозачёту следует ввести в практику повсеместных расчётов вексельное обращение, а не как чисто банковский элемент. Упорядочение цен и зарплаты, введение жёсткой платёжной дисциплины и картотек очерёдности платежей, а главное наполнение каналов обращения денежной массы позволить значительно снизить остроту проблемы неплатёжеспособности, большинство предприятий снова сможет нормально функционировать.И тогда выявятся именно те предприятия, которые действительно неплатёжеспособны и следовательно, они банкроты и как банкроты должны быть ликвидированы.

4. Исключить бартер как форму расчёта. С упорядочение цен и ужесточением платёжно-расчётной дисциплины, и наличием достаточной величины денежной массы в обращении, бартер должен исчезнуть как явление. Однако и сейчас он нередко используется для сокрытия доходов от налогообложения, в  связи с чем следует любую бартерную операцию дублировать оформлением платёжных документов через банк.

5. Обеспечение полной конвертируемости рубля. Жёсткий контроль за колебаниями курса рубля в виде "валютного коридора" полностью согласуется с предлагаемыми мерами по усилению роли государства реформировании экономики. Но нужно идти дальше. Следует полностью, без каких-либо изъятий, запретить продажу товаров и предоставления услуг за иностранную валюту, запретить рекламу и всякие сравнения цен в инвалюте, а расчёты между гражданами в иностранной валюте, как и прежде, рассматривать как уголовно наказуемое деяние без каких-либо послаблений. Граждане должны иметь право иметь валюту и хранить её в банках, но, всегда должны предоставить документ о её легальном приобретении.

6. Провести денежную реформу в форме деноминации денежных знаков соотношении 10.000 :1. Однако при этом должно быть правильно выбрано начало её проведения - момент выхода экономики из состояния депрессии. Если сделать это раньше, то это вызовет панику и только помешает реформированию экономики. Надо учитывать также и то, что реформа не должна иметь конфискационный характер. Для этого следует разрешить хождение старых дензнаков в течение всего срока их службы, а сам обмен проводить постепенно, путём выдачи наличных денег на заработную плату. Кстати, если строго придерживаться этого порядка, это позволит выявить практически весь оборот "чёрного нала", не прибегая к репрессиям. Целесообразно также единовременно с началом денежной реформы выпустить в обращение "золотой червонец" с твёрдым обеспечением его золотом и валютой путём согласования объёма его выпуска золото-валютными запасами ЦБ. Такая реформа будет воспринята и населением, и теми, кто опасается за свои капиталы, очень благоприятно, а рубль восстановит и укрепит к себе доверие на международном рынке.

7. Обеспечить 100% занятость молодёжи путём обязательного трудоустройства после окончания учебных заведений. Преступность, которая буквально захлестнула наше общество, это в основном молодёжная преступность. А куда идти, чем заняться, и на что жить тем, кто окончил не только школу, но и техникум, ВУЗ? Есть, пить, хорошо одеваться и развлекаться хочется всем, но у многих родители сами безработные и не в состоянии удержать их от воровства и грабежа. И страшно то, что если молодой человек однажды встал на воровской путь, возврата для него к нормальной жизни быть не может, ибо он никогда не трудился и не знает как зарабатывать деньги трудом. Выхода из этого порочного круга нет, и если мер не принять, появится такой мощный слой преступников в обществе, что не хватит никаких средств, чтобы обуздать эту преступность. Поэтому, если выбирать, куда вкладывать средства - в строительство тюрем, содержание охраны и правоохранительных органов, или обеспечение занятости молодёжи, то нужно выбирать последнее.

Прежде всего, необходимо восстановить всеобщее среднее образование и бесплатное вечернее образование. Для тех, кто окончил ПТУ, техникум или ВУЗ, должно быть предусмотрено обязательное трудоустройство на 3 года
как молодых специалистов. Но где взять такое количество рабочих мест, если и квалифицированные, опытные работники вынуждены увольняться? Здесь можно предложить такие решения: 1) молодым специалистам предоставляются места стажеров на действующих предприятиях путём обычной разнарядки органами трудоустройства с выделением им дотаций на эти цели; 2) из молодых специалистов с вузовским образованием, выпускников колледжей и ПТУ, проявивших талант и способности, формируются инновационные фирмы уже на стадии окончания учебных заведений. Им предоставляются не загруженные мощности и простаивающее оборудование, даётся госзаказ и ставится задача на выживание. Уверен, многие из таких фирм превратятся со временем в компании, которым будет принадлежать мировое первенство в науке, техники и технологии. Но главное - государство не будет, как сейчас, бросать молодёжь на произвол судьбы, которая часто оказывается судьбой преступника.

8. Совершенствование работы правоохранительных органов и борьбы с преступностью. Страну в последнее время буквально захлестнул вал преступности, хотя не одна система в стране не укреплялась столь значительно, как правоохранительная. Однако, если отвлечься от условий, которые порождают преступность и рассмотреть работу правоохранительных органов изнутри и непредвзято, то обнаружится, что мы и здесь сталкиваемся с известным феноменом, когда система, выстроив мощную защиту против своей критики, становится самодовлеющий, работающий на саму себя и ради себя, которая не выполняет ту функцию, ради которой она создана, а воссоздаёт условия, при которых требуется выполнение этой функции, в данном в случае - преступность. То есть чем больше преступность в обществе, тем лучше самим правоохранительным органам. За примерами далеко ходить не надо, достаточно побывать в следственном изоляторе, где и пишутся эти предложения. Милиция, прокуратура и суды переполнены массой мелких дел, а те, кто представляют наибольшую опасность для общества, гуляют на свободе, ими заниматься не хватает ни сил, ни средств, но не потому, что их нет или мало, а потому что они сосредоточены практически целиком на этих делах. Более того, даже сознательно стимулируются подобные дела. Подтверждение? Пожалуйста. Когда я писал эти строки, в камеру зашла Пензенская правда за 31 августа, где сообщалось, что женщина, оставшаяся одна с ребёнком, пишет президенту, что её мужа посадили за два ведра солярки, а у другой односельчанин сидит за 2 кг мяса, украденного чтобы накормить семью.

Мало того, что правоохранительные органы сосредоточили основные силы на мелких делах, всё это происходит на фоне грубейшего нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, прежде всего - сроков содержания задержанных и подследственных под стражей, которые в среднем превышают установлены законом в два-три раза. Обвиняемого "закрывают" в тюрьму и ...  забывают о нём. Следователи прямо говорят, что закрывают для того, чтобы легче было работать с теми, кто находится на свободе, кроме этого, у каждого следователя полно других мелких дел. И забывают о том, что лишение свободы само по себе есть нарушение прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, а если оно не отвечает процессуальным требованиям, то это - преступление. Человеку только предъявили обвинение, он ещё не преступник по закону, но уже отбывает наказание и куда более строгое, нежели в зоне. (Лично я сижу почти 5 месяцев, из которых на допрос не вызывали 4 месяца, и те, что были, не касались инкриминируемых мне эпизодов). При этом около половины из тех, кто заключён под стражу, вполне можно оставить на свободе без всякого ущерба для следствия. Много разговоров о нехватке средств, тюрьмы живут в долг, а такая мера как освобождение под залог, практически не применяется. Зато впервые попавшие в СИЗО, особенно молодёжь, быстро набираются "знаний", поскольку идёт интенсивный обмен опытом и устанавливаются связи для совершения новых преступлений. Немаловажно и то, что очень сильно страдают материально семьи тех, кого заключили под стражу.

Отсюда вытекают следующие предложения:

1) строго соблюдать требования УПК, ни по одному делу срок предварительного следствия не может превышать установленного законом двухмесячного срока. И за превышение этого срока строго наказывать следователя и прокурора. Продление срока следствия допускать только по ограниченному кругу преступлений, относящихся к тяжким и  подпадающих под определение "организованная преступность". Исходя из идеи повсеместного распространения нормативного метода управления, следует законодательно закрепить в УПК такую норму проведения предварительного следствия: в  течение одного месяца - 50% дел, двух месяцев - 30%, трёх месяцев - 15%, шести месяцев - 4%  и девяти месяцев - 1%, а все дела свыше 2-х месяцев должны расследоваться прокуратурой.

2) Резко уменьшить число лиц, заключаемых под стражу время следствия, перейдя основную меру пресечения - залог.

3) Повысить ответственность судей за проверку законности ареста и продления срока содержания под стражей. С этой целью нести изменения в УПК, предусмотрев по этим делам рассмотрение в открытом заседании, тщательную проверку  обоснованности предъявляемого обвинения (например, мне предъявлено обвинение о сокрытии налогов в особо крупном размере, но расчёта сокрытых налогов до сих пор нет, но судья отказался рассматривать моё дело в этой части, ссылаясь на то, что он неправомочен проверять правильность и квалификацию предъявленного обвинения) и  доказательств следователя в части, подтверждающей обоснованность содержания именно под стражей,  и возможность подачи кассационной жалобы или жалобы вышестоящему прокурору. В настоящее время рассмотрения апелляций заключённых на необоснованность заключения под стражу превращено судебными органами в пустую, но отнюдь не безобидную формальность, когда судья делает законным "внутреннее убеждение" следователя, что обвиняемый, находясь на свободе, будет мешать следователю. Но часто следователь именно арестом мешает обвиняемому защитить свои законные права и интересы, лишает его и семью средств к существованию и средств, чтобы нанять защитника. Поэтому такой порядок надо решительно поломать.
4) Вести в практику единоличное рассмотрение судьёй несложных дел без предварительного следствия (по материалам дознания) с согласия обвиняемого, если соответствующей статьёй Уголовного кодекса предусматривается лишение свободы не более трёх лет.

1У. Стратегия и тактика проведения преобразований.

При проведении экономических преобразований чрезвычайно важно правильно определить стратегию и тактику проведения таких преобразований.

  • . Стратегия - это цель, чётко составленный план и чёткая увязка его главных составляющих. Цель - это и направление главного удара, и точка приложения равнодействующих сил. Что мы хотим? Рынка, побороть инфляцию, капитализм или защитить население? Я бы сформулировал цель и одновременно лозунг, которым можно вести преобразование так: "Возродим былое могущество России!" Почему так?

Возрождение - новое рождение, очищение от наростов, язв прошлого, очищение не только от скверны реализации коммунистических идей, но и от скверны этапа первоначального накопления капитала рыночных реформ.

Былого - никогда ещё Россия не имела столь низкого рейтинга по всем направлениям общественной жизни, что ущемляет национальную гордость россиян.

Могущества - Россия превратилась в третьеразрядную страну, в то время как она должна (и может!) занять место бывшего СССР на международной арене, если восстановит свой научно-технический, экономический и военный потенциал.

России – это надо понимать, что ей быть главной, ведущий среди республик СНГ.

Это и есть направление главного удара, а сам удар - подъём производства. Поэтому все силы, все устремления общества должны быть сконцентрированы во имя успеха этого удара на производстве. Всё нужно рассматривать под одним углом зрения: отвечают ли данные меры интересам подъёма производства или нет? Если налоги тормозят рост производства, их следует снижать, если усиление социальной защиты будет препятствовать изысканию финансов для поддержки производства, придётся сдерживать повышение пенсий и минимальной заработной платы, если налог на личные доходы будет сдерживать деловую активность - установить разумные пределы налогообложения, и так далее.

II. Тактика. Известна цель, направление главного удара, есть план основных мероприятий. Но с чего начать и как проводить преобразование? Как проводились у нас реформы - не было не только ясной цели, но и продуманной и взвешенной тактики преобразований, которая могла бы в значительной степени ослабить их негативные последствия.
     Начинать экономические преобразования, которые затрагивают интересы всех слоёв населения, необходимо с подготовки общественного мнения. И прежде всего необходимо добиться, чтобы цель и направление главного удара для её достижения стали понятны и приняты к исполнению обществом, что требует грамотной и продуманной пропаганды и агитации. И только после этого можно приступить к реализации отдельных мероприятий. Однако некоторые из них настолько назрели, настолько отвечают именно достижению главной цели и направлению главного удара, что и сами являются подтверждением того, что государство хочет выйти из кризиса, поэтому их реализация может быть начата и до завершения пропагандистской компании, или одновременно с ней. Прежде всего, это последовательное снижение ставки рефинансирования и ставок налогообложения, установление жёсткой платёжной-расчётной дисциплины и запрещение сделок и рекламы в иностранной валюте, а также некоторые другие мероприятия.

Однако основная масса мероприятий требует тщательной проработки. И очень важно, чтобы это работа проводилась не тем аппаратом, который наделал столько ошибок, а специалистами, заинтересованными в том, чтобы Россия, наконец, встала с колен зависимости от Запада и горячо желали её процветанию. Таких много на периферии, в провинции. Они не отягощены грузом зависимости ведомственной принадлежности и работать привыкли, не считаясь со временем. Поэтому в рабочие группы по проработке мероприятий их следует включать в обязательном порядке. Надо учитывать также и то, что ряд мероприятий весьма трудоёмок (разработка нормативов), а осуществление других требует значительного времени на разработку и реализацию.

Далее. Экономика не терпит резких поворотов и потрясений. Любые изменения должны проводиться постепенно. Экономика - это прежде всего люди, и чтобы они могли действовать по-новому, их сознание должно быть подготовлено к этому, а на это всегда требуется время. Если бы отпуск цен осуществлялся постепенно с одновременным решением других вопросов (например, с компенсацией потерь и индексации вкладов населения), то не было ни падения производства, ни инфляции. Поэтому и снижение ставок налогов и структурной перестройки госаппарата и другие мероприятия должны осуществляться осторожно, по принципу: " Два шага вперёд, шаг назад". Ни одно из них не должно проводиться без мониторинга и глубокого анализа результатов.

Очень важно продумать вопрос с чего начать, ибо успешное начало необходимо, чтобы обеспечить доверие ко всему кругу планируемых мероприятий, оно во многом предупредит срок, в течение которого Россия сможет восстановить свою экономику. Хотелось бы предложить следующий сценарий: объявляется мораторий на рост цен и увеличение минимума зарплаты, пенсии и пособий. Одновременно начинается пропаганда усиления роли государства в управлении и переходе к рыночной экономике. Начинается движение партий и общественных групп под единым патриотическим лозунгом "Возродим былое величие России". Затем или одновременно проводится взаимозачёт задолженности, ликвидируется задолженность государства по выплате зарплаты, пенсии и пособий, стопроцентно оплачивается госзаказ. В средствах массовой информации обсуждается план выхода страны из кризиса и подъёма экономики. В общественном сознании укрепляется чувство стабильности, спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. И здесь Центробанк объявляет о поэтапном снижении ставки рефинансирования и выделении долгосрочных кредитов на реконструкцию и развитие, доведение оборотных средств до нормативного значения. Начинается подъём производства, ставки налогов понижаются, проводится денежная реформа.

       Е.А.Скобликов

            03.09.96г.

Раздел: 
Яндекс.Метрика