Председателю Центробанка Российской Федерации господину Геращенко

Глубокоуважаемый Виктор Владимирович!

Вас характеризуют как рационального и логичного человека, стремящегося вникнуть в суть новых идей, получающего внутреннее удовлетворение от решения сложных задач и достижения труднодоступных целей. Поэтому вас должны заинтересовать мои предложения по реформированию банковской системы.

      Ваши меры по введению жёсткого государственного контроля за расчётами должны быть доведены до логического конца. В конце концов, всё - вопрос масштаба. Я предлагаю провести водораздел между расчётными операциями и кредитованием, и централизовать все платежи и кассовые операции в РКЦ с тем, чтобы ЦБ были подконтрольны все 100% расчётов в стране. Сейчас для этого очень удобный момент, чтобы преобразовать лопнувшие банки с их отделениями и материальной базой в сеть районных и региональных РКЦ, замыкающихся на Центробанк.

В этой схеме предприятия всех форм собственности, включая зарубежные компании, действующие на территории России, бюджетные и общественные организации могут иметь только один расчётный счёт в ближайшем районном РКЦ, и только через него они могут вести все расчётные и кассовые операции. Только РКЦ должно иметь право обслуживать денежный оборот. И никаких офшоров!

Остальные банковские и финансовые институты должны быть реорганизованы, исходя из закрепление за ними специализации по функциям и направлениям деятельности и включать:

- кредитные банки, отечественные и зарубежные;

- сберегательные банки, частные пенсионные фонды и инвестиционные компании, привлекающие денежные средства частных лиц;

- ипотечные банки и ломбарды;

- Внешторгбанк с его отделениями внутри страны и за рубежом для обслуживания экспортно-импортных операций;

- валютные биржи и обменные пункты; 

- фондовые биржи и брокерские конторы, депозитарии.

Специализация должна быть строгой - кредитный банк не может открывать счета частным лицам, покупать и продавать валюту, спекулировать акциями и т.д. Более того, все эти банки, биржи и конторы должны будут иметь свой расчётный счёт в РКЦ!

Обращаю Ваше внимание на следующее важное обстоятельство: сеть РКЦ во главе с Центробанком ничто иное как банковский ИНТЕРНЕТ России, в котором будут абсолютно прозрачны все расчёты в стране и финансовое положение любой организации так, что любые финансовые махинации и аферы будут просто технически невозможны, так как будут отслеживаться на всех стадиях Госбанком. Не нужны будут и казначейства, функции которого возьмут на себя соответствующие подразделения РКЦ. Можно будет сократить и упростить разбухший аппарат налоговых органов, ибо правильность начислений будет изначально проверяться в РКЦ, а большинство налогов вообще может зачисляться автоматически после прохождения соответствующего платежа.

Я полагаю, что РКЦ должны не механически выполнять платёжное поручение, а контролировать законность платежей и договорной дисциплины. В связи с чем предприятие обязаны представлять туда договора, сметы, штатные расписания, сведения о поставках, счета и т.п. документы. Целесообразно будет возродить в РКЦ технические отделы, которые бы проверяли законность и обоснованность расходования средств спецссудного счёта на новое строительство, реконструкцию и приобретение нового оборудования.

Реорганизация банковской системы в таком виде требует полностью запретить использование иностранной валюты в качестве платёжного средства, все цены должны быть только в рублях, и никаких у.е.. Все расчёты между предприятиями, в том числе и с иностранными компаниями, должны вестись только в рублях, ибо в РКЦ у каждого из них будет только рублёвый счёт. Если предприятие производит закупку продукции за рубежом, то оно через валютную биржу приобретает валюту по рыночному курсу и через Внешторгбанк и его отделения за границей осуществляет платежи за поставляемый товар. При экспорте продукции, наоборот, иностранный партнёр приобретает рубли на валютной бирже и оплачивает товар (лес, нефть, газ, металл и т.д.) в рублях. То есть, мы будем вести себя так, как и все уважающие себя страны, и тогда совершенно беспредметным будет спор о том, сколько продавать государству 50 или 75% валюты. Все 100%! И не продавать, а получать в рублях на свой расчётный счёт в России, а не где-то в Швейцарии.

Что касается граждан, у которых на руках сейчас 40-60 млрд долларов, то им надо чётко сказать, что запрещение платить валютой не означает её конфискацию. Гражданам надо твёрдо гарантировать, что частные лица имеют право иметь, свободно продавать и покупать валюту в неограниченном количестве, но при соблюдении двух условий: гражданин, во избежание мер административного и уголовного порядка, не имеет права покупать и продавать что-либо за валюту, а на ту, что у него имеется, обязан иметь документы, удостоверяющий законность её приобретения. И в отличие от рублей, за хранение валюты в банке должна взиматься плата. Разве при таких условиях возможен чёрный рынок, которым всех нас пугают? Нет, в обменном пункте Вам продадут любое количество валюты, да ещё квитанцию выпишут. Но уж затем в обменный пункт надо будет приходить с этой квитанцией, чтобы купить рубли.

Исключение доллара и марки в качестве платёжного средства решает проблему эмиссии без введения какого-либо другого "твёрдого" суррогата даже если это золотой червонец. По мере того, как будет шириться поток инвалюты, меняемой на рубли, и будет включаться печатный станок, а ЦБ будет пополнять свои резервы для внешних платежей и расчётов.

Есть ещё проблема, которую вы также можете решить, не дожидаясь окончания реформирования банковской системы - надо наделить предприятия всех форм собственности оборотными средствами в объёме, покрывающим их недостаток до норматива, путём предоставления им беспроцентных возвратных суд в виде записи на счетах через систему госбанка с установлением жёсткого контроля за их целевым использованием. Возврат должен определяться временем оборота. Для коммерческих фирм он будет равен несколько месяцев, для машиностроительных предприятий - нескольким годам, так как ссуда должна погашаться за счёт прибыли, используемой на пополнение оборотных средств. На этой же основе следует провести взаимозачёт задолженности предприятий, преследуя лишь одну цель - восстановление нормального товарооборота. Я твёрдо стою на той позиции, что восполнение недостатка оборотных средств путём вливания в кровеносную систему денежной массы не только не вызовет инфляцию, но и является само по себе противоинфляционной мерой, ибо ускоряет оборот и способствует ликвидации повышенного спроса за счёт увеличения производства товаров. В конце концов, это мера, обратная деноминации. Поэтому и вклады населения надо проиндексировать, и основные средства предприятий. Девальвировали рубль, девальвируйте и все активы! Всеобщее повышение цен - это изменение масштаба и соответственно ему должны возрасти и денежная масса. И нечего пугать эмиссией, она просто должна соответствовать количеству денег в обращении.

При этом совершенно не безразлично, как технически вливать дополнительную денежную массу. Инфляция действительно будет 300-400%, если вливать деньги, не прошедшие стадию товарного оборота Д-Т-Д+ΔД, то есть через бюджет (Д'). Отсюда следует, что как бы не было тяжело, но дополнительную эмиссию проводить надо только после предоставления предприятия безналичных суд и реализации ими товаров через выплату заработной платы. Тогда действительно и эмиссия будет "точечной", а главное - обеспеченной товарной массой. Но эта мера не сработает, если правительство одновременно с мерами по нормализации денежного оборота не предпримет жёстких мер по контролю уровня цен и заработной платы. Поэтому надо объявить на год мораторий на рост цен и зарплаты.

Именно с установления государственного контроля начинался выход из Великой депрессии в США. Точно также шло восстановление народного хозяйства послевоенной Германии, жёстко действовала в этом плане К.Менем в Аргентине. Китай, начав реформирование экономики, не пошёл по нашему пути, цены не отпускал, а потому имеет стабильный рост ВВП 12-14% в год, его валютные резервы оцениваются в 250 млрд долларов против 10 России.

Глубокоуважаемый Виктор Владимирович!

Я не специалист банковского дела, я - пользователь. Однако я так сильно пострадал от псевдорыночных преобразований, что с полным правом хочу иметь такую систему расчётов и кредитования, чтобы я мог спокойно заниматься производством. А ещё я системотехник, защищался по структурам управления на кафедре теории управления Московского Института Управления. Есть у меня и опыт разработки методических документов совместно в Госбанком РСФСР, когда проводили экономический эксперимент по полному хозрасчёту в 1986 гг. в нашем объединении. Но одно дело предложить, а другое - создать непревзойдённую, уникальную банковскую систему. Если я не ошибаюсь, такую махину может поднять на должную высоту тот, кого уважительно называют Гераклом!

С уважением и надеждой на сотрудничество.

Бывший заместитель генерального директора ПО "Пензаводпром", к.э.н.  
Е.А. Скобликов

 
P.S. Прошу прощения, что свои предложения приходится отправлять в рукописном виде. Нахожусь в такой глуши, что представление их печатном виде заняло бы не менее трёх месяцев, которые терять не хочется. Поэтому их отошлют с оказией из Пензы.

01.12.98                                     

Итак, что я предлагал В.В.Геращенко 25 лет тому назад, и как изменились мои подходы за это время? Прямо скажем, не сильно, а само уточнение отдельных положений позволило создать Новую теорию денег:

- Централизацию всех платежей и кассовых операций в РКЦ Центрального банка я противопоставлял Казначейству.  Но уже через 12 лет я пришёл к выводу, что если деятельность Центрального банка напрямую зависит от указаний МВФ и влияния других международных структур, то это будет им на руку, а не России, тогда как Казначейство свободно от внешнего влияния. Но идея централизации, теперь уже в регистрационно-платёжных узлах (РПУ) Казначейства не только осталась, но и обрела теоретическое обоснование;

- Все юрлица всех форм собственности, могут иметь только один расчётный счёт - сохранилось, но только не в РКЦ, а в РПУ Казначейства;

- Специализировать все банки по функциям и направлениям деятельности – осталась прежней;

- Запрет на использования иностранной валюты в качестве платёжного средства - получил теоретическое обоснование полного запрета, уже на всякое хождение и использование инвалюты, в т.ч. и на возможность физическим и юридическим лицам иметь валютные счета. А для выполнения экспортно-импортных операций был предложен проект конвертации валюты и рублей в клиринговых расчётных центрах (КРЦ) внешнеторговых банков с установлением не плавающих, а дискретных курсов;

- Наделить предприятия всех форм собственности оборотными средствами по нормативам – предложение получило развитие при обосновании закона кредитной эмиссии как средства противодействия росту цен;

- Введение в обращение дополнительной денежной массы проводить через производство – доказывается обоснованием закона кредитной эмиссии.

Всё это изложено по происшествию 25 лет в книге: Скобликов Е.А. Новая теория денег: законы, принципы, практика: монография / Е.А.Скобликов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 436 с. — (Научная мысль). Её можно прочитать (и копировать текст для цитирования) на портале Знаниум, а также ознакомиться с обоснованием законов денег и принципами эффектвного регулирования денежного обращения в статьях, которые предшествовали написанию монографии на моём сайте http://ffi-eas.ru.

26.06.2023 оцифровано

Раздел: 
Яндекс.Метрика