Что, Набиуллина, это так ЦБ таргетирует инфляцию?

«Коммерсант» получил в распоряжение и обобщил предновогодние письма ритейлерам о повышении цен: «Вимм-Билль-Данн» предупредил о росте цен на молочную продукцию на 4,9%, на соки — на 16,1%. Йогурты Ehrmann подорожают на 5%. «Мултон Партнерс» (ранее Coca Cola) поднимает цены на безалкогольные напитки на 13%, Nestle на кофе — на 15%, на кондитерские изделия — на 8%, на готовые завтраки — до 9,5%, «Любятово» на печенье — на 6%. Шоколад от Ritter Sport и Ferrero Rocher подорожает на 7–14%. Оптовая цена на рис от «Агроимпорта» поднимется на 22%, перечисляет издание.

Разумеется, к этому есть объективные причины: подорожание кофе и какао из-за климата, риса - из-за прекращения экспортных поставок из Индии и Таиланда, удорожание упаковки (здесь «заработал» новый закон об экосборе, перекладывающий ответственность за переработку упаковки на её производителей) на 15%. И, подорожавшие перевозка и логистика. «Любятово» пишет о росте транспортных расходов на 41,5%, «Мултон Партнерс» — на 37%. Данные торговых сетей подтверждают перевозчики: на основных направлениях (Москва—Петербург, Москва—Краснодар) рейс фуры подорожал на 50%, до 70–110 тысяч рублей – привет от Платона и СВО (в числе ещё 400 тысяч, которых намечено отправить на фронт, окажется много водителей). А новую рабсилу взять неоткуда, у бизнеса почти 1 млн в охране, ещё 1 млн избыточный чиновничий аппарат, но они в последнюю очередь пойдут записываться в добровольцы. Кроме того, и логистическим компаниям пришлось поднять зарплаты персоналу более чем на 50%, затраты на аренду складов возросли на 40%, на обновление автопарка — удвоились, сказали «Коммерсанту» участники рынка. В итоге подорожание все равно дойдёт до рядового покупателя, а потому с ожидаемым ростом цен ещё более ожидаемо его директивное регулирование, о чём Минсельхоз заверил, что ситуация «находится на особом контроле».

А что говорят таргетировщики из Банка России? Там вот эти причины роста инфляции, которые бревном торчат в глазу, не видят, у них главный критерий – проинфляционные ожидания. Представляете, рассуждения типа того: если автобусы стали ходить редко и запаздывать, значит скоро билеты подорожают – короче, за пассажирское предприятие думают. Но если бензин подорожает, обслуживание, повышен МРОТ, а главное стали дорогими кредиты, то никакой загадки в ожидаемом росте тарифов на перевозки нет. Поэтому отсутствие теоретического обоснования таргетирования не надо прикрывать словесами высоконаучного разлива. Почему-то в Китае ключевая ставка от 2,5 до 4,5% в зависимости от вида кредитования, и там инфляция имеет скорее естественный характер при том, что экономика растёт всем на зависть.

У нас очень много говорится с высоких трибун об импортозамещении. А не пора ли сам импортированный термин «таргет» заменить на русское слово «цель», и цель эта должна быть у ЦБ - рост экономики, на те же 4%. Вот тогда и всё пожирающей инфляции не будет. Если товарами забит рынок, кто ж в здравом уме будет повышать цены? Если валюта не в кубышку складывается, а обеспечивает импорт при крепком рубле, откуда возьмётся удорожание импортных товаров? А это возможно только в том случае, если бизнес будет иметь возможность пополнять оборотные средства, беря кредит под 7-8 процентов, а не под 25-30, как сейчас.

Вот обратите внимание, как инфляция и ключевая ставка соотносятся между собой:

Замечаете, что чем выше поднимается ключевая ставка, тем выше становится инфляция? А вы что думаете по этому поводу?

 

 

Яндекс.Метрика