Стратегия России при переходе к новому мирохозяйственному укладу

Пути повышение эффективности КДП в условиях санкций и военных действий

Наша секция называется: Новый взгляд на экономику развития при переходе к новому мирохозяйственному укладу, что следует понимать в том плане, что если мы не взглянем на экономику по-новому, то Россия перейти к нему не сможет. Но для этого ничего нового не придумано, как следовать экономическим законам. А как определить, что мы им следуем или нет? Очень просто: руководитель, такой, как например, нарком финансов А.Зверев, не был теоретиком, но если экономика при нём устойчиво росла, значит он следовал законам. И он создал советскую денежную систему куда более прочную, чем той же Англии, что стало одним из важнейших факторов Победы. А когда экономика России в 5-ый раз падает вниз, это значит, что финансово-экономическое руководство, с его нынешней ДКП, проводимой независимым ЦБ с бюджетным правилом Минфина, экономическим законам не следует. И коли так, мы точно не перейдём к новому мирохозяйственному укладу.

Почему это происходит? Дело в том, что экономическим законам, в отличие от законов материального мира, можно не подчиняться, делая вид, что их вообще не существует, а подчиняться правилам и инструкциям наших геополитических врагов. Например, многие ли в курсе, что цены на наши энергоносители и ставки налогов для нас разрабатывает не Минфин, чья это обязанность, а английская консалтинговая компания Аргус? Есть отечественная теория денег, но ею денежные власти даже не интересуются. Но ведь и экономическая наука тоже. Она не отвечает на вопрос, какие законы денег надо знать руководителям, и вообще студенты изучают от силы два из них: количества денег, или всем известный монетаризм Фридмена, и кредитной эмиссии, о котором денежные власти делают вид, что не знают о его существовании. Но на самом деле только известных законов 6-ть, плюс еще 6-ть новых, получивших обоснование в моей книге Новая теория денег, т.е. их всего 12-ть. И их надо знать. В связи с ограничением по времени, я не смогу даже вкратце все их рассмотреть, поэтому придётся остановиться только на тех, игнорирование которых не позволяет успешно противостоять санкциям и отдаляет достижение победы в СВО.

Начну с первого: закона неисключаемости денег, или попросту – деньги имеют определяющее значение, особенно в условиях санкций и войны, что можно выразить, перефразируя слова известной песни Любэ «А на войне, а на войне - …. деньги ещё в большей цене». Понимание этого закона, т.е. значимости денег, оказалось совершенно недоступным для власть предержащих. Мы новый 2023 год опять начали с безделья, отведя на праздники треть месяца, тогда как против нас ополчилась коалиция 50 стран, т.е. куда большая, чем во Второй мировой войне (все они не поддержали резолюцию России о запрете героизации нацизма). В условиях жесточайших санкций в бюджете Москвы на 2023 год предусматриваются инвестиции на строительство 18 станций метро, 39 км путей, 2-х депо, 216 км автодорог, 49 пешеходных переходов, 29 эстакад, 33 путепроводов, 10 мостов, благоустройство 28 км набережной Москвы-реки, и т.д.. Но и российский бизнес как будто бы на другой планете живёт, имеющиеся деньги он готов тратить на что угодно, как например, соорудить апарт-отель на месте бывшей промзоны за 2 млрд (Санкт-Петербург), или построить клубный дом за 14 млрд, (Москва), и т.д.. А тратить деньги на производство снарядов, ракет, БПЛА, тепловизоров, квадрокоптеров, бизнес и не собирается. Мы ждём побед, но их не может быть: в 2022 г. расход снарядов был примерно 60 тысяч в день, сейчас на всём фронте он снизился в 3 раза, хотя их производство увеличилось с 3 тысяч до 7 тысяч в день, т.е. в 3 раза меньше минимальной потребности.

Хуже того, из-за невозможности кредитовать пополнение собственных оборотных средств с начала СВО закрылись 12 заводов ВПК, т.к. их признали банкротами. И в том числе - «Мотовилихинские заводы», которое объединяет предприятия с полным циклом создания ракетных систем залпового огня! То есть, не был использован механизм кредитной эмиссии, который позволяет беспрепятственно вводить деньги в нужном количестве, если это требует оборона.

Пойдём дальше. Нам все уши прожужжали, как мощно, эффектно отреагировала Набиуллина на взрывной рост доллара, подняв в конце февраля ключевую ставку сразу до 20%. А надо было, согласно законам денег, поступить ровно наоборот - сразу опустить её до 3-4% согласно закона кредитной эмиссии! А поскольку законы денег действуют в комплексе, то согласно 2-ого закона, закона применимости денег одновременно прекратить торги валютой на бирже. Почему так следовало поступить? А этим законом запрещается обращение иностранной валюты и торги ею внутри страны. И всё сразу бы успокоилось. Ну, если нельзя обменять валюту (негде), то нечего и метаться. Но о каком соответствии законам денег можно говорить, если А.Силуанов заявил, что «Каждые 10 руб., на которые укрепился курс российской валюты, обходится бюджету более чем в ₽1 трлн»? Ни о каком, это вообще находится за пределами здравого смысла. Кроме того, эти вытекающие из законов денег действия имели бы эффект открытия шлюзов кредитной эмиссии для бизнеса, который уже при ключевой ставке выше 7,5% не может брать кредиты на пополнение собственных оборотных средств, не говоря уже о 20%, из-за чего уже в марте ВПК производство продукции для фронта не нарастили, а снизили.

 Далее. Надо строго следовать положениям 3-его закона, закона приоритета государственного регулирования денежного обращения, согласно которому все органы государственной власти должны контролировать не только затраты из бюджета, но и направления частных капиталовложений с точки зрения того, позволяют ли они ослабить санкции или нет. Санкции, безусловно, наносят нашей экономике колоссальный ущерб, но они же есть и самое убедительное обоснование необходимости восстановления Госплана – согласно закона планирования денег.

Но наши финансовые власти не очень-то руководствуются, казалось бы, и самым известным и разработанным законом денег: законом количества денег в обращении. Он что устанавливает? Что в экономике всегда должно быть их достаточное количество. Но когда согласно бюджетному правилу деньги изымаются из обращения и складываются в кубышки, то в этом случае снижается монетизация экономики, вследствие чего деньги становятся дорогими, а курсы по кредиту высокие. А Минфин, вдобавок к деструктивной кредитной политике ЦБ, ещё и стимулирует вывод иностранной валюты, что позволило стать в ОАЭ на 15 тысяч долларовых миллионеров больше, а в Дубае российские богачи заключили более 87 тыс. сделок с недвижимостью. У нас экономика упала, а в Грузии выросла на 10,1%, в Казахстане на 3,1%. И всё это за счёт того, что деньги россиян потекли туда полноводными реками.

Другим любимым финансовым инструментом Минфина является заимствование денег с помощью ОФЗ, но опять же без всякой связи с требованиями закона количества денег в обращении. М.Делягин при каждом удобном случае заявлял, что в российской финансовой системе без дела лежат колоссальные суммы денег, сопоставимые с бюджетом, называя цифры от 7,5 до 19 трлн рублей, и всегда спрашивал: зачем, с какой целью надо ещё занимать на внешнем рынке? Да ещё, как правило, выплачивая по ним порой более 10%, при этом размещая свободные средства в зарубежных банках под 1-2%! Но изменил ли Минфин свою политику в этом направлении в связи с блокированием транзакций системой SWIFT и американскими банками? Нет. Согласно теории денег финансовая система должна подстраиваться не под санкции, а в мае А.Силуанов с гордостью сообщил, что его ведомство таки нашло возможность оплачивать купоны иностранным держателям ОФЗ в валюте! А тут ещё одна засада: и Госдума, и правительство, и Минфин заняли нейтральную позицию в вопросе о выплате дивидендов за 2022 год, в связи с чем практически все компании, причём ряд из них государственные, объявили о чрезвычайно высоких выплатах дивидендов по результатам 2021 года - суммарно это составит 3,9 трлн рублей. Т.е., деньги на строительство клубного дома, 18 станций метро, развязки и тротуарную плитку, выплачивать дивиденды есть, а на снаряды нет.

Жёсткие санкции – идеальный повод задействовать на полную мощь закон кредитной эмиссии. Ан нет. Ну, если весь Запад ополчился против России, надо сразу же выбросить в мусорную корзину «таргетирование инфляции», которое он нам подсунул. Дело в том, что ЦБ вроде как таргетирует инфляцию, а на самом деле повышением ключевой ставки делает недоступными кредиты для бизнеса. Кредитная политика согласно закону кредитной эмиссии должна быть не ограничительной, а стимулирующей, пример чему показывает Китай: там действуют 4 ставки (по данным на середину 2022 года): 1,5% - по депозитам для физических лиц; 2% - ставка недельного репо, по которой банки в Китае кредитуют друг друга; 2,75% - учётная ставка, которая устанавливается Народным банком Китая; процентная ставка по кредиту для «первоклассных» заёмщиков - однолетняя до 3,7%, для пятилетнего - до 4,45%. Отсюда следует, что когда санкциями перекрыты все каналы для поступления критичного для экономики импорта, целью (таргетом) ЦБ вообще должно стать не снижение инфляции, а устойчивый рост экономики – по примеру Китая.

И есть ещё один закон денежного обращения, действие которого в условиях санкционной войны должно быть максимально ограничено - опережающего роста финансовых инструментов и деривативов. А у нас в листинге Санкт-Петербургской биржи есть акции американских компаний, которые поставляют Украине РСЗО HIMARS и ЗРК Patriot, предназначенные убивать россиян. И нет никаких препятствий купли-продажи акций иностранных компаний - отечественным инвесторам совсем некуда вкладывать деньги? Деятельность бирж в условиях санкций вообще должна быть под жёстким контролем государства. И если уж занимать деньги, то делать это так же, как при советской власти – выпускать целевые облигации - индустриализации и восстановления народного хозяйства. И чтобы население активно участвовало, устанавливать для граждан процент выплаты по купонам выше инфляции и депозитам в 1,5-2 раза, с выигрышами квартир и машин.

Закон понижения стоимости денег действует при любом развитии событий, а если вводятся санкции, то деньги будут обесцениваются ещё быстрее. Но самой худшей реакцией денежных властей в этом случае будет довериться стихии рынка. Если повышение цен на материалы и энергию всегда ведёт к росту цен на все остальные товары, то в соответствии с этим законом обязательно введение твёрдых цен на них, а поставки товаров на государственные нужды должны осуществляться, минуя процедуры госзакупок, потому что эта система вследствие своей неповоротливости и коррумпированности в условиях санкций будет лишь способствовать росту цен. К этому следует добавить, что на время действия санкций целесообразно ввести мораторий на повышение тарифов на свет, газ, воду и коммунальные услуги, что станет мощным препятствием понижения стоимости денег. И это – более эффективное «таргетирование инфляции», чем манипулирование ключевой ставкой.

Подведу итог сказанному. Чтобы страна была по настоящему крепкой экономически и политически, её руководители должны руководствоваться законами денег, на основании которых только и возможно проводить и суверенную денежно-кредитную политику. И для этого у нас есть своя, отечественная теория денег, в которой доказано, что именно навязанные нашей стране рецепты от международных финансовых структур по регулированию денежно-кредитной политики, такие как плавающий курс, таргетирование инфляции, бюджетное правило и другие, не дают расти экономике.

Но эту теорию надо знать, теория тогда становится материальной силой, когда овладевает массами. Как я понимаю, моими сегодняшними слушателями являются в основном преподаватели ВУЗов, а потому я призываю вас включить теорию денег в свои учебные планы, а если этого не позволяют сделать стандартные учебные планы, то вести занятия факультативно, чтобы основами теории денег как части политэкономии будущие правители и законодатели овладевали ещё в стенах университетов ради того, «чтобы жила страна родная». И первый шаг в этом направлении сделал Финансовый университет, включив соответствующую главу в учебник для аспирантов. А надо, чтобы Новая теория денег вошла во все учебники политэкономии и изучалась во всех университетах страны, и тогда мы будем получать кадры управленцев, владеющих современными экономическими знаниями и знающими, как работают законы денег. Кроме того, я с учётом своих сил и возможностей, готов помочь любому, кто возьмётся за дальнейшее развитие теории денег - в монографии что ни параграф, так тема для диссертации и курсовых работ. Но, к сожалению, я не могу никому презентовать свою книгу – все права на неё у издательства. Однако в свободном доступе есть её первая редакция на моём сайте.

Прочитано на секции МАЭФ в Финансовом университете

08 июня 2023 года

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/ChYmpbd9NOM" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" allowfullscreen></iframe>

 

Яндекс.Метрика