Майнинг биткоинов и прочей крипты фальшивомонетничество?

Фальшивомонетничество является подделкой денег, за которые согласно ст. 186 УК РФ грозит наказание от 5 до 15 лет лишения свободы. Но если ни биткоины, ни эфириум и прочие криптовалюты, число разновидностей которых ныне перевалило за тысячу, не являются подделкой фиатных, т.е. государственных денег, разве можно их майнинг (добычу) считать фальшивомонетничеством?

Можно. Хотя обычно сторонники майнинга криптовалюты на обвинения в фальшивомонетничестве ссылаются именно на то, что подделка официальных дензнаков отсутствует. Де майнер (шахтёр, едрён корень!) ничего не подделывает, он всего лишь добывает на своём оборудовании виртуальный товар, который как любой товар можно использовать в расчётах и бартерных сделках. Ну что тут можно сказать? Ничего, кроме попытки подменить истину ложной предпосылкой, нарушая правила логики.

Криптоденьги не товар, а именно деньги, фальшивые, но деньги. Да, на заре становления человечества бартер был основой обменных операций, но в результате появились те товары, которые использовались именно как деньги и первыми из них были скот, меры зерна, и т.п., которые не исчезали в процессе обращения. А это именно то, что и отличает деньги от товара – переход из рук в руки без потери количества и качества. Правда, у товарных денег как раз эти свойства были недолговечны – овцу, быка можно было съесть, зерно перемолоть и испечь хлеб. А потому взамен пришли металлы, более надёжные для обменных операций, да к тому же появилась возможность их длительного хранения без потери качества. Так вот, крипта тоже не исчезает из оборота, может делиться и храниться, а потому является деньгами. А изготовление денег частными лицами есть фальшивомонетничество. Кстати, печатание доллара частными банками как бы тоже смахивает на это ...

Однако, если в майнинге ничего предосудительного не видят блогеры, трейдеры и подписчики Бузовой, это нисколько не удивляет, но простительно ли такое оправдание для Минфина, которым по идее должны руководить образованные люди? А там в ответ на то, что ЦБ в своём консультационном докладе предположил законодательно запретить оборот и майнинг криптовалюты в стране, разразились угрозами: «Полный запрет криптовалют с высокой вероятностью приведёт к дестабилизации отрасли, росту доли теневой экономики и случаев мошенничества, пишет в письме Чернышенко министр финансов Антон Силуанов. Вместо запретов надо установить правила оборота и предусмотреть меры контроля». Впрочем, там перед сочинением обращения к вице-премьеру даже не удосужились прочитать Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», где достаточно точно определено, что нельзя допустить не то что майнинг, а даже просто обращение криптоденег в стране, поскольку его главный атрибут анонимность транзакций. Так что вполне ожидаемо, что Банк России не согласился с предложениями Минфина по регулированию крипторынка и активным вовлечением в оборот криптовалют для банков и других финансовых организаций, поскольку это может создать огромный риск для финансовой стабильности в стране.

Вместе с тем, отсутствие понимания того, что майнинг криптовалюты по своей сути ничем не отличается от фальшивомонетничества, когда на даче или в гараже печатаются тысячные и 5-ти тысячные купюры, обусловлено прежде всего неудовлетворительным знанием теории денег. Согласно закона приоритета государственного регулирования денежного обращения (с.35-43) только государство в лице ЦБ или Казначейства имеет право на эмиссию денег, при этом руководствуясь и законом количества денег в обращении (с.43-58), обеспечивая экономику такой денежной массой, которая будет соответствовать товарной массе, чтобы не было инфляции. Так что Минфин со своей реакцией поспешил и людей насмешил. Там явно не подумали, как это будет выглядеть, если действительно разрешат крипту - за обнаруженную фальшивую купюру будут сажать как и прежде минимум лет на 5-ть, а за получение взятки биткоинами (курс Bitcoin к доллару на 29.01.2022 - 37 665,8 долларов) чиновнику грозит только контроль законности операции, который да, обнаружит поступление, а вот от кого и за что, т.е. за что можно получить срок – неизвестно, крипта на то и крипта, чтобы это невозможно было установить. Да, в России криптовалюта ходит давно, но пока её оборот занимает мизерную долю в общем объёме денег, это не наносит серьёзного ущерба финансовой системе, а вот уже переход за пределы 1% может вызвать проблемы, что должны понимать в Минфине.

29 января 2022 года

 

 

Яндекс.Метрика