Стратегия цифровизации. Часть 3-ья. ОБЕСПЕЧИТ ЛИ РОСТ ЭКОНОМИКИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ?

Стратегия цифровизации. Или стратегия + цифровизация?

Часть 3-ья. ОБЕСПЕЧИТ ЛИ РОСТ ЭКОНОМИКИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ?

Скобликов Е.А.

к.э.н., президент ФОНДА ФИНАНСОВЫХ ИНЦИАТИВ, Пенза

Аннотация. В 3-ей части статьи будет рассмотрена экономическая и социально-общественная эффективность цифровизации, основанной на реализации концепции Триединства и проекта реформирования денежно-банковской системы, названный системой Казначейского блокчейна. И в совокупности оба решения позволят успешно развивать экономику, обеспечивая её рост и суверенитет страны в международной экономике и политике.

Введение

Напомним, что в 1-ой части статьи было дано обоснование концепции Триединства вместе с реформой банковской системы путём специализации всех частных и государственных банков по видам кредитно-депозитных операций, и переподчинение внешнеторговых банков ВЭБ и ВТБ Казначейству. А 2-ая часть была посвящена обоснованию той цифровизации, которая будет способна противостоять глобализации, обеспечивая прочный суверенитет страны в международной экономике и политике. Но любое обоснование обязательно должно заканчиваться показом того, какова будет эффективность, ибо в противном случае оно становится спорным. А эффективность всегда определяется прямым расчётом или логическим сравнением по заранее заданным показателям. Но прямой расчёт экономической эффективности на стадии концепции без натурных экспериментов или опытного внедрения рассчитать невозможно, а как их провести будет сказано в заключение. Но и логические умозаключения и сравнения, а они всегда используются как методы в теоретических исследованиях, имеют не меньший вес в обосновании. А сравнивать, как всегда, необходимо то, что есть с тем, что нам даст новое решение.

Оценка существующего уровня и проблем цифровизации

  1. Цифровая экономика, под которой понимается цифровизация, становится всё более актуальной темой для обсуждения, где она представляется в качестве главного рычага или основного инструмента обеспечения грядущего процветания всего мира, стран, народов и даже каждого человека в отдельности и уже смело постулируется, что благодаря ей «Человечество вступило в эпоху глобальных перемен. [Буданов и др., с.5]. Другие авторы отмечают, что с помощью современных цифровых девайсов и цифровых моделей потребителей можно анализировать и прогнозировать экономические процессы, экономить ресурсы, оптимизировать систему закупок и финансов, и т.д. [Попов и др.]. Отсюда объем цифровых услуг растёт опережающими темпами и, несмотря на общемировую нестабильность, растут расходы на исследования, связанные с цифровыми технологиями, снижаются цены на услуги мобильной связи, расширяется доступ в интернет, что позволяет прогнозировать все больший охват и развитие цифровых технологий в мире [Семячков]. В свою очередь, использование цифровых технологий позволяет обрабатывать всё увеличивающийся объем данных, а это решает задачу повышения отдачи ресурсов с одновременной их экономией [Садыков]. И отмечается, что опережающими темпами растут инвестиции в цифровой сектор экономики [Gates], и с этим трудно поспорить. Соответственно, и руководство страны не могло игнорировать эту тенденцию, приняв программу «Цифровая экономика»,, согласно которой к 2025 году должны быть развёрнуты сети мобильной связи 5G, заработать искусственный интеллект, квантовые вычисления, иметься распределённые реестры (РР), развитая робототехника, появиться мощная вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, а 97% российских домохозяйств будут иметь широкополосный доступ в интернет. И тому подобные новации, что детально расписано в Программе.
  2. Но вот при всей широте направлений цифровизации теряется из вида главное - а где она приносит/принесёт наибольший экономический эффект? Где доказательства, что, например, широкополосный доступ в интернет позволяет увеличивать производство товаров и услуг, расти заработной плате, уменьшает количество безработных, обеспечивает рост инвестиций и благосостояния граждан? Таких данных не приведено и в достаточно объёмном статистическом сборнике ВШЭ 2020г. Так, в разделе 15. Цифровизация финансового сектора [Индикаторы, с.242-254], мы видим, что её составители в качестве показателей цифровизации выбрали: наличие в финансовых организациях широкополосного интернета, сервера, веб-сайта, использование облачных сервисов, технологий электронного обмена данными, RFID-технологии, ERP-систем. Но что касается оценки объёма обрабатываемой информации, той самой Big_Data, вряд ли ею могут быть данные по процентам, числу платёжных поручений или сумме платежей по ним (табл. 15.9-15.13). Но и здесь вызывает сомнение порядок чисел. Так, в 2019 году согласно таблицам 15.11-12. поступили в кредитные организации страны от юридических лиц 1458 млн, а от физических лиц 376 млн, или всего 1834 млн платёжных поручений в электронном виде. И если грубо прикинуть, то получаем, что 3 436 556 юрлиц (согласно статистики на 01.01.2021) в среднем оформляли по 1,7 платежа за один рабочий день. И чем тогда большинство из них занимается при таком мизерном денежном обороте? Кроме того, ниша цифровизации оказалась весьма выгодной для бизнеса и потому параллельно с банками ныне расчётно-платёжные функции и даже кредитования выполняет масса таких платёжных систем, как WebMoney, ЯндексДеньги, Qiwi, Visa, MasterCard, мобильные операторы, операторы интернет-банкинга, микрофинансовые организации и многие другие организации. А Почта России так вообще стала банком. В общем, все действуют в упоении бесконтрольной свободой творить что угодно, благо платёжные операции дело архи прибыльное … А если добавить к этому, что эти данные разрознены, формируются и собираются в разных структурных элементах экономики, от кошелька гражданина до бюджета страны, и что в их обработке отсутствует единый подход, то решение задачи цифровизации всей сферы платежей становится невозможной в принципе, если не изменить сам подход к проблеме.
  3. Другая проблема - обеспечение "прозрачности" общества, чтобы его органы управления опирались на достоверную статистику. А этого нет и близко. Например, есть только приблизительные сведения о том, сколько за годы реформ – $800 млрд или более триллиона долларов утекло за границу, и чьи это капиталы. И если в экономике 38 млн трудоспособных граждан, как сообщила заместитель премьер-министра О.Ю.Голодец, не числятся ни на предприятиях, ни в организациях, то как можно оценивать успехи или неудачи в экономике? Не являются точными итоговые статистические данные о росте экономики, поскольку бухгалтерская природа отчётности с лёгкостью позволяет фальсифицировать финансовые и статистические показатели, например, ради получения более высокого кредитного рейтинга, или чтобы исказить/скрыть нецелевое расходование средств, убыточность или привлечение нелегальной рабочей силы, выпуск фальсификата и т.д., а колоссальный объём продукции и доходов теневого сектора практически никак не учитывается. Вызывает тревогу и то, как отмечает М.Делягин, что Росстат нередко публикует ложную статистику. И вот имея такое кривое зеркало статистики, разве может правительство эффективно управлять страной? Нет, но тем не менее, в его постановлениях о цифровой экономике статистика не упомянута … А сможет ли цифровая экономика в принципе улучшить статистику, если её основными направлениями будет широкополостный интернет, сети мобильной связи 5G, и т.п.? Нет, эта задача под силу только цифровизации всех регистрационно-платёжных операций в одной системе. Только в этом случае руководители всех уровней управления смогут эффективно управлять фирмой, регионом, отраслью и всем народным хозяйством, поскольку будут опираться на точные, достоверные социально-экономические показатели. При этом будут решаться также проблемы повышения деловой активности, снижения тяжести налогового бремени за счёт повышения собираемости налогов, уменьшения уровня безработицы, роста цен и процентных ставок. Реализация концепции Триединства - это самый действенный рычаг полного искоренения коррупции и других преступлений корыстной направленности, включая наркоманию, проституцию и теневой бизнес. И это, вкупе с реформой денежно-банковской системы, обязательно приведёт к росту экономики и укреплению суверенитета страны.

 

 

Какие преимущества имеет реализация концепции Триединства

 Прежде чем приступить к подробному описанию преимуществ, которые имеет реализация концепции Триединства, повторим вкратце её содержание, данное в 1-ой и 2-ой частях.

Итак, согласно Концепции Казначейство будет иметь в каждом населённом пункте (районе больших городов) в пошаговой доступности свои отделения (регистрационно-платёжные узлы - РПУ), через которые: 1. все граждане будут получать биометрические паспорта и ИНН, а все юридические лица – ОГРН; 2. проводиться регистрация любых прав собственности всех юр- и физических лиц на имущество (фиксироваться в РР); 3. выполняться проведение всех платежей, перечислений, взносов и переводов денег. Все юр- и физические лица имеют в РПУ только один расчётный (дебетовый) счёт, а все коммерческие банки и платёжные операторы полностью исключаются из системы расчётов. Оборот наличных денег сведён к минимуму, хождение иностранной валюты запрещено, все валютно-обменные операции осуществляются только при ведении внешнеторговой деятельности в клиринговых расчётных центрах (КРЦ)  ВТБ и ВЭБ с использованием устанавливаемых ими дискретных курсов валют (ДКВ). Что касается иностранных граждан, то прибывая в Россию в зоне таможенного контроля они будут менять свою валюту на рубли, которые будут зачисляться на счёт выдаваемой им одновременно регистрационно-дебетовой карточке, а при возвращении в страну пребывания точно также менять остаток рублёвой массы на свою валюту.

Используя технологию распределённого реестра, когда все регистрационные данные и платёжно-расчётные операции намертво закрепляются в этом реестре, в итоге мы получаем Казначейский блокчейн, но с тем отличием от блокчейна криптовалют, что его основной функционал состоит не в том, чтобы обеспечить анонимность платежей, а в защите регистрационных данных и счетов юр- и физлиц от взлома, краж и блокировки платежей. Что же касается данных, то они прозрачны для ответственных должностных лиц (ранжировано), которым доступ необходим для контроля и анализа законности платежей. Ну, а как сделать так, чтобы и для них самих внесение правок в распределённый реестр (или кража персональных данных) были невозможны, это не слишком сложная техническая задача для программистов, как я полагаю, поэтому не буду предлагать своих решений.

 Итак, с реализацией концепции Триединства:

1. Совсем иной станет статистика – точной и достоверной, поскольку фиксация всех покупок и платежей граждан, в т.ч. иностранных, при прохождении их через кассовые терминалы магазинов или проведения он-лайн платежей за товары, приобретаемые в интернет-магазинах, а также всех расчётов и транзакций юридических лиц, привязанные к регистрационным данным юр- и физлиц - это та самая Big_Data, использование которой позволит формировать точную статистику по всей стране, регионам, отдельным населённым пунктам в натуральном и стоимостном измерении по всем отраслям производства и торговли, показывая рост/падение экономических, социальных, демографических и другие показателей. Если все данные по платёжным документам (кассовый чек, счёт-фактура, платёжное поручение, и т.п. – см. часть 1-ую статьи), где указаны товар с его идентификационным номером, цена и его количество, и которые привязаны к конкретному плательщику/получателю платежа, получают точную фиксацию в РПУ при проведении транзакций, включая иные поступления (кредиты, проценты, субсидии, и т.п.) и далее концентрированно обрабатываться в ТИСЦ, то можно будет получать статистические данные в режиме реального времени, а не через 1-2-3 месяца и даже через год, как ныне практикуется. Следовательно, органы управления и бизнес будут получать не прогнозы, а точные данные по инфляции и динамике продаж в ассортиментном разрезе, что позволит формировать обоснованные планы по выпуску продукции и политике цен, а также получать сводные данные по всей стране в разрезе всех отраслей производства и торговли в натуральном и стоимостном измерении.

Следует отметить, что социально-экономические службы получат возможность своевременно вносить коррективы в ту часть политики, которая касается оплаты труда и социального обеспечения, поскольку будут располагать точными данными по численности населения, а также по доходам и расходам по каждой группе граждан, включая иностранцев (прибытие/убытие), что будет контролироваться динамикой расходов по счётам в РПУ. Отсюда следует, что никакого Социального казначейства, идея которого была вброшена для обсуждения, создавать не нужно – кто богат, а кто беден, и какой нужно помогать семье будет определяться автоматически. А демографические показатели (возраст, пол, учится/работает, смертность/рождаемость и т.д.) будут точными и отражать их динамику, поскольку это можно будет легко определить по движению доходов/расходов каждого гражданина и нерезидента страны. При этом желательно выдавать универсальную электронную карточку (УЭК), зарегистрированную в РПУ, с момента рождения, что даст возможность абсолютно точно показывать на любую дату, сколько человек проживает в стране, какого пола и возраста, работает или учится, и где и сколько родилось, умерло, покинуло страну или прибыло в Россию (и по какой причине), а проведение переписей населения станет абсолютно ненужными. В общем, мы получим то, что когда-то давно совершенно точно описал Сергей Михалков:

Есть в пограничной полосе Неписаный закон:

Мы знаем всё, мы знаем всех – Кто я, кто ты, кто он.

2. Будет положен конец коррупции как явлению. Если все расчёты между юридическими лицами будут осуществляться исключительно в безналичной форме и в электронном виде, а своему персоналу они не смогут - чисто технически - выдавать наличные даже на зарплату, а физические лица все свои приобретения и оплату услуг могут делать только через счёт в РПУ (используя карту, телефон или другой гаджет), куда зачисляются зарплата и поступления денежных средств из других источников, то совершить платёж со своего счёта на счёт чиновника и иного лица (судьи, прокурора, инспектора ГИБДД и т.д.) будет технически невозможно. Наличные деньги при этом могут быть в обращении, поскольку ещё длительное время будет сохраняться потребность в их использовании для приобретения продуктов на рынках у частников и оплате услуг незарегистрированных индивидуальных предпринимателей, эпизодичность расчётов с которыми не требует иметь терминал для безналичных расчётов. А наличные граждане могут получить на руки только через банкоматы и то лимитировано, в сумме, например, не более 10 тысяч рублей в месяц для указанных выше целей. Поэтому, если все поступления идут на единственный счёт в РПУ, а получение наличных ограничено лимитом суммы покупок на рынке, то технически невозможно получать и давать взятки, поскольку оборот наличных будет мал и специфичен. Нельзя дать взятку и путём перечисления со счёта (карточки) и, тем более, сделать откат за выгодный госзаказ – у чиновника тоже один счёт в РПУ, а на него могут поступать только зарплата и премии из администрации. Смогли ли бы при таких условиях предприниматели дать, а например, губернатор Сахалина А.Хорошавин получить в виде взяток 1 млрд? Нет, также, как и успеть «насобирать» около 500 млн рублей наличными И.Белозёрцев за пол года после триумфального избрания (76%) губернатором Пензенской области. Не будет и «чёрного нала» или зарплат в «конвертах», т.к. неоткуда бизнесмену взять наличные для этого. А судьи и другие правоохранители, освобождённые от бремени выполнять заказы чиновников и бизнесменов, имеющих средства купить нужное решение за наличные, в этой ситуации будут просто вынуждены руководствоваться духом и буквой Закона. И уже точно чиновникам будет невозможно получать откаты от бизнеса за победу в тендере или права на бюджетные закупки, если они будут номинированы в цифровых рублях, когда движение каждого рубля будет отслеживаться при проведении расчётов через РПУ.

3. Резко снизится уровень экономических преступлений. Не будет "легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём", поскольку теневой оборот просто исчезнет, т.к. все деньги без исключения должны проходить через шлюз РПУ, то есть с подтверждением, что это зарплата или иные законные поступления. А раз так, то практически не станет: заказных убийств, воровства, грабежей, рэкета, мошенничества с построением финансовых пирамид, разорения банков их руководителями, браконьерства с целью сбыта икры, леса, шкур пушных зверей и т.п. деяний. И такой «бизнес», как обман старых, одиноких людей с целью присвоения их квартир «чёрными риелторами» стал бы невозможен. И не только ими, но и такими деятелями, как М.Цивин и Н.Дрожжина, которые завладели 18-ти квартирами, но спалились на афере с Баталовыми, т.к. всё движение собственности и денег при их присвоении фиксировалось бы в РПУ.

Сейчас ширится и растёт мобильное мошенничество, к которому подключились и работники ФСИН, организовав кол-центры в СИЗО, тюрьмах и колониях, т.к. при нынешнем состоянии фиксации платежей через многие банки и отсутствия ограничений обналичивания отследить выгодоприобреталя практически невозможно. Но при централизации перечислений через РПУ тут же будет обнаружен мошенник, на счёт которого поступили украденные деньги. Точно так же канет в лету и интернет-мошенничество, с которым сейчас сталкивается практически каждый пользователь чуть ли не каждый день, когда пользователя соблазняют лёгким выигрышем или сверхвыгодным вложением денег. И отвадить других творцов мошеннических пирамид точно также поможет централизация расчётов в РПУ. Так, МПО «Вогульский пайщик» сообщает, что его активы составляют чуть ли не половину бюджета страны – 61 трлн, на его сайте размещена таблица, где указаны просто фантастические доходы для пайщиков, но ещё никому из них не удалось не то что получить доход, а просто вернуть свой вклад. Но если бы все учредители и само МПО имели бы только один счёт в РПУ, то было бы легко проследить - взносы пайщиков идут на инвестиции в реальные проекты или же присваиваются организаторами пирамиды.

4. Исчезнут проституция и наркомания как явление, т.к. сутенёры и наркодилеры не смогут получать плату за сексуслуги и наркотики наличными. А не будут продавать наркотики, не станет и наркоманов, а секс-услуги в России вряд ли когда-нибудь будут легализованы как индивидуальная трудовая деятельность. Следует также упомянуть и о том, что станет невозможным: организация ОПГ и проведение террористических актов, особенно совершаемых при финансировании из-за рубежа. Фиксация всех денежных операций в РПУ с подтверждением, что это зарплата или иные законные поступления делает такого рода преступления невозможными или бессмысленными, и без какого-либо участия в этом правоохранительных органов.

5. Мы получаем точный учёт и контроль доходов 38 млн. якобы незанятых граждан (Голодец). Даже если они будут по-прежнему продавать свой товар и оказывать услуги за наличный расчёт, то выручку будут вынуждены нести в банкомат и там зачислять на свою банковскую карточку в РПУ. Только тогда на их лицевом счёте в РПУ будут деньги, которые они могут потратить в магазинах, оплачивать коммунальные услуги, налоги и делать безналичным образом другие платежи. А вероятнее всего самозанятые сами обзаведутся мобильными платёжными терминалами и без чрезвычайно затратных и трудно выполнимых процедур их регистрации, контроля и налогообложения, которые ввёл Минфин с 2019 года. Реализация концепции Триединства позволяет поставить под контроль любую трудовую деятельность, даже разовые услуги. Например, вы попросили соседа вспахать огород и через мобильник перевели ему за эту услугу 2 тысячи рублей. Услуга и сумма будет зафиксирована РПУ, и оказавший её автоматически заплатит налог. Но целесообразнее всего провести реформу налоговой системы, когда все работающие и неработающие будут уплачивать налог с оборота (НО). Его особенность в том, что это один налог, который взимается вместо многих налогов, а уплачивается при каждом походе в магазин [Скобликов]. Элементарный подсчёт показывает, что если 38 млн неработающих будут делать покупок в день в среднем всего на 100 рублей, то при НО, например, всего 3%, в казну будет ежедневно поступать от нигде не числящихся граждан: 100х0,03х38000000=114 млн рублей ежедневно. И без всякой регистрации и контроля ….

6. Незаконная предпринимательская деятельность станет невозможной. Например, сейчас незарегистрированные китайские арендаторы выращивают во многих регионах страны овощи, содержание химикатов в которых до 200 раз (!) превышает допустимые нормы. Но главное, как было показано на «Время покажет» 22.05.2018, после применения таких варварских технологий на земле ничего расти уже не может, земли выбывают из оборота безвозвратно. Но если будет реализована концепция Триединства, это станет технически невозможно для китайских арендаторов. Граждане Китая, пересекая границу легально, получали бы карточку, на которую должна будет зачисляться зарплата (выручка); приобретать химикаты они могли бы только через РПУ, и было бы зафиксировано какие, сколько и имеются ли сертификаты соответствия; оптовый покупатель также будет рассчитываться с арендаторами только через РПУ; арендаторы заплатят в России все полагающиеся налоги; прибыль (доход) в рублях, они будут переводить в Китай через отделения ВТБ по дискретному курсу, т.е. такому, по которому нам выгодно будет предоставлять в аренду землю иностранным гражданам; чиновники, лишённые возможности получать взятки от китайских арендаторов, перестанут смотреть сквозь пальцы на уничтожение земли химикатами и станут своевременно принимать меры, а главное, станут помогать отечественным предпринимателям заниматься овощеводством. Точно так же прекратятся незаконные «чёрные» рубки леса и вывоз кругляка в Китай, незаконный лов рыбы и добыча чёрной и красной икры, и т.п. преступный промысел, поскольку расчёт наличными рублями для контрабандиста и браконьера станет технически невозможным, а если хождения валюты в стране нет, то и ею рассчитываться будет нельзя.

7. Инфляции будет минимальной без всякого таргетирования и принудительного регулирования цен. Почему? Всё достаточно просто – денег в такой системе будет ровно столько, сколько надо, чтобы автоматически соблюдался баланс между потреблением и накоплением – свободные денежные средства граждан и предприятий, т.е. те, которые не потрачены на товары и услуги, будут размещены на депозитах специализированных сберегательных банков, которые предоставят их в качестве кредитных ресурсов коммерческим и инвестиционным банкам, и баланс между денежной и товарной массой будет неукоснительно соблюдаться. Кроме того, поскольку Казначейство в данной экономической модели наделено правом эмиссии, то оно может как увеличивать денежную массу, если требуются дополнительные инвестиции для инновационного развития, так и стерилизовать излишние в обороте деньги.

8. Ссудный процент снизится до уровня операционных расходов. Национализация денежного обращения позволит сбалансировать кредитно-денежное обращение - нуждающимся гражданам кредитов может быть выдано ровно на ту сумму, которые сберегли те, кто отложил спрос, а развивающиеся предприятия смогут прокредитоваться без проблем на временно неиспользуемые суммы, которые имеются на счетах других предприятий, и те, которые государство выделяет из бюджета на развитие. Отсюда ставки по депозитам и кредитованию будут устанавливаться в пределах где-то 2-3% в основном для компенсации операционных услуг. Таким образом, ссудный процент перестанет быть основным препятствием развития экономики и тормозом для инвестиций.

9. Уйдёт в прошлое проблема собираемости налогов. ФНС в течение 2014-2019 годов добилась беспрецедентно высокого роста собираемости налогов, но от законопослушных граждан, в то время как это практически не затронуло чёрную и серую зону бизнеса, в которой деньги продолжают обращаться бесконтрольно, вследствие чего бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей. Но при централизации выполнения всех расчётно-платёжных операций в РПУ неуплата, укрывательство и применение серых схем увода от налогов станут технически невозможными, что одновременно позволит снизить налоги с бизнеса и населения, особенно если будет введён агрегированный налог с оборота (НО). То есть, при использовании технологии Казначейского блокчейна взимание положенных налогов легко достигается и без драконовских мер, поскольку все доходы и расходы любого человека и предпринимателя, неважно, официально он занят или нет, будут фиксироваться в РПУ.

10. Цифровизация на основе концепции Триединства позволит стать мощным драйвером создания постиндустриального общества, т.к. исчезнет торможение экономики коррупцией, высокими процентными ставками и дефицитом инвестиций, а предпринимателям будут предоставлены широкие возможности для развития производства и наиболее прибыльного приложения капитала, поскольку некоррумпированная судебная система станет действенной защитой прав собственности, которая позволит предпринимателям основывать и развивать свой бизнес в России, оставлять здесь свою прибыль и свои семьи, безбоязненно показывать доходы.

11. Валютные спекуляции станут невозможными в принципе, то есть стремительная девальвация рубля, которая произошла в конце 2014 года, никогда не повторится. Почему? Да просто потому, что не будет хождения валюты в стране, её обмена, да и сам курс будет устанавливаться не на бирже, а внешнеторговыми банками ВЭБ и ВТБ при осуществлении конкретных торговых операций, и не централизовано, а дискретно.

12. Повышение монетизации экономики, которая автоматически приблизится к оптимальному значению, т.к. эмиссия отходит к Казначейству, и её размер будет определяться спросом бизнеса на деньги, а не так, как решал эту проблему Центральный Банк, который вместо того, чтобы обеспечивать рост экономики, монетизируя её, по указанию МВФ определил себе в качестве главной цели «таргетирование инфляции».

Заключение

 Известно, что побеждает тот, кто мыслит глобально, планирует на более долгое время и хорошо сознает свои интересы. Отсюда концепция Триединства есть концепция победителей, мыслящих стратегически, у которых собственный интерес состоит в росте экономики своей страны. Но если страдает планирование, успеха не будет ни в чём. Поэтому А.Петров не совсем правильно оценивает ситуацию, утверждая, что «Воспользоваться конкурентными преимуществами ЦЭ в планетарном масштабе сумеет страна, в которой разработают эффективные финансово-экономические и управленческие электронные технологии» [Петров, с. 44-75.]. Как видно из изложенного, плодотворная идея – Триединства – есть, а вот сумеет ли Россия воспользоваться её «конкурентными преимуществами», большой вопрос. Вполне возможно, как уже неоднократно бывало, что и эту идею используют для реформирования денежно-банковской системы в какой-нибудь другой стране, а мы потом будем перенимать её опыт. Это вполне допустимые опасения - обоснованиям концепции Триединства уже как 3 года, а казначейскому денежному обращению и более того - 6 лет, но на все обращения в правительственные органы я получал отписки с благодарностью за проявленную инициативу. И всё! А ведь, например, без реализации концепции Триединства обещание премьер-министра М.В.Мишустина создать за два года систему тотального учёта доходов и расходов всех домохозяйств в России практически невыполнимо. Почему? Невозможно обязать сотни тысяч частных организаций: банков с их филиалами, микрофинансовых организаций, предприятий торговли, мобильных операторов, ОАО, ООО, ИП и ИЧП, а также госорганизаций, которые принимают платежи или выплачивают деньги, передавать сведения о каждой такой операции в какой-то единый информационный центр – это естественно встретит если не прямое сопротивление, то саботаж. Кроме того, а как учесть, что колоссальная масса денег, в т.ч. инвалюты, перетекает туда/сюда из рук в руки, из одной платёжной системы в другую и из других стран совершенно бесконтрольно, формируя особые отношения незаконного предпринимательства, взяточничества, откатов, криминала и мошенничества? А быстро растущая виртуальная экономика, связанная с миром финансовых спекуляций, биткоинами, криптовалютами, торговлей фикциями и воздухом, вытесняющая и заменяющая фиатный денежный оборот – как быть с ней? Однако всё становится на свои места, если регистрационные данные всех юр- и физлиц, любые виды перечислений и доходов фиксируются централизованно в сети РПУ.

Но давайте мыслить позитивно и с надеждой, что высказанные идеи получат поддержку у власти. И здесь неминуемо станет вопрос – с чего начать? Прежде всего, необходимо будет сделать локальную апробацию проведения единой учётной политики, направленной на расширение функций Казначейства, в сочетании с концепцией Триединства. Эксперимент целесообразно провести в небольшом городе, где не только бюджетники, а все юр- и физлица регистрируются в местном РПУ, открывают счёт (единственный), получают ИНН и ОГРН, при том, что все их платёжно-расчётные операции, проводимые как через терминалы предприятий торговли, так и онлайн, проходят минуя банки только через этот узел. А я как раз живу в пригороде г.Пензы (ЗАТО Минатома, г. Заречный, около 60 тыс жителей), который для этого подходит идеально, тем более что я, как автор, буду всегда рядом, чтобы оперативно решать возникающие проблемы. Такой эксперимент можно провести и в рамках региона и даже корпорации, главное – апробировать казначейскую систему расчётов и учёта.

Но реформирование денежно банковской системы можно начать и «сверху», начав с перевода из ЦБ всех бюджетных счетов (и бюджетополучателей) в Казначейство и специализируя банки. А дальше – постепенно переходить к централизованному кассовому обслуживанию не только казённых учреждений, но и всех юридических и физических лиц в РПУ, а также начать принимать в этих кассах напрямую, т.е. минуя коммерческие банки, перечисления налогов, штрафов и иных платежей с каждого платёжного терминала, открывая операционные кассы в пошаговой доступности, и прежде всего в отдалённых населённых пунктах, куда «ещё не ступала нога» Сбера. Для ограничения наличного оборота денег, в противовес политики ЦБ на выпуск купюр большого номинала, желательно приступить по опыту Индии к выпуску казначейских билетов номиналом не выше 100 рублей, что одновременно будет стимулировать использование безналичных расчётов, а главное, затруднять коррупционный оборот денег - если взятка в 1 млн рублей будет весить 9,7 кг, то в 100 млн почти тонну. Представляете, во чтобы превратилась бы квартира А.Хорошавина? Как бы ему удалось разместить 10 тн налички в ней?

А вы, особенно те, кто непосредственно занимается цифровой экономикой, как считаете?

Литература:

Буданов В.Г., Дмитров И.Д., Кешелава В.Б., и др. Введение в «Цифровую» экономику. п/ред. А.В. Кешелава; ВНИИ Геосистем, 2017. – 28с.

Gates B. The Road Ahead. Harmondsworth: Pengiun, 1995.

Индикаторы цифровой экономики: 2020 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 360 с.

Петров А.А. Цифровая экономика: вызов России на глобальных рынках // Торговая политика. Trade policy/НИУ ВШЭ. № 3/11, 2017.

Попов Е.В., Семячков К.А., Симонова В.Л. Оценка влияния информационно-коммуникационных технологий на инновационную активность регионов // Финансы и кредит. 2016. № 46 (718). С. 46-60.

Садыков Н.Н. Влияние глобальных тенденций в сфере ИКТ на экономические информационные системы в России // Экономическая наука современной России. 2014. № 1 (64). С. 58-71.

Семячков К.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. 2017, №8 (80)

Скобликов Е.А. О необходимости проведения кардинальной реформы налоговой системы россии // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 4 (12). С. 48-55. http://journalmss.ru/files/mss/archive/2014/MSS_MSN____4_12_2014.pdf

27 июля 2021 года

Опубликовано 28.07.21 http://digital-economy.ru/stati/strategiya-tsifrovizatsii-ili-strategiya-tsifrovizatsiya-chast-3-ya-obespechit-li-rost-ekonomiki-tsifrovizatsiya

Это подтверждает моя многолетняя практика бывшего начальника отдела ТЭО.

Путин включил цифровую экономику в список главных направлений стратегического развития РФ. http://tass.ru/ekonomika/4425591;

  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Где работают 38 миллионов россиян: мнения. http://www.iarex.ru/interviews/39766.html.

М.Хазин. Политика 90-х или Почему страна не может перейти к экономическому росту. http://worldcrisis.ru/crisis/3040691?utm_source=subscr&utm_medium=mail&utm_campaign=best.

Делягин М. Задачка для Путина: искажение экономической статистики грозит России украинским сценарием // Московский комсомолец. №27683 от 18 мая 2018. http://www.mk.ru/economics/2018/05/17/zadacha-dlya-putina-iskazhenie-ekonomicheskoy-statistiki-mozhet-obernutsya-ukrainskim-scenariem.html

Объем сбережений россиян в иностранной валюте на начало 2021 года составил $92,1 млрд. https://tass.ru/ekonomika/10573511., т.е. 6,8 трлн рублей, равный ещё одному ФНБ.

При увеличивающемся объёме расчётов цифровым рублём, который будет эмитироваться не ЦБ, а Казначейством.

В глобальном масштабе за год утекло около 11 млрд записей персональных данных и платёжной информации, из них в России — порядка 100 млн.  https://www.kommersant.ru/doc/4639778.

Тюремный кол-центр. Как телефонные мошенники крадут у россиян миллиарды. https://life.ru/p/1345633.

МПО Вогульский пайщик. https://fin-investing.com/mpo-vogulskiy-payschik.

Яндекс.Метрика