#НовомуКурсу – региональные инвестиции

ВВЕДЕНИЕ

Я не думаю, а знаю, что основным препятствием, которое стоит на пути преодоления экономических последствий эпидемии коронавируса, является отсутствие денег. В США и Европе ФРС и ЕЦБ проблему решили просто – раздачей денег. И Россия могла бы поступить точно также, деньги в ФНБ и других резервных фондах есть, но неразвитая денежно-банковская система не позволяет поступить аналогичным образом. Например, в Пензенской области из 53 банков местный только один. Остальные представлены филиалами своих крупных, в основном столичных банков, таких как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, Открытие, которые по рейтингу занимают места с 1-ого по 7-ое, в то время как наш местный банк Кузнецкий находится на 220 месте. При этом 22 не местных банка не имеют в регионе ни офиса, ни банкомата, и почему они попали в список пензенских банков, непонятно.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ситуация. Однако утверждение о том, что банковское обслуживание в регионе неразвитое, будет не совсем точным. Оно развито, но достаточно однобоко, о чём говорят общие данные, которые я свёл в таблицу:

Банк

Активы банка, трлн руб

Место по активам

Объём

привлеч. Депозитов, трлн руб

Объём кредитов, трлн руб

Рейтинг по надёжности

Количество в Пензе

отделен. (доп оф.)

банкоматов

Сбербанк

30,3

1

10,2

6,5

1

25

129

ВТБ

14,8

2

2,9

2,9

2

8

71

Росельхозбанк

3,6

4

1,1

0,4

5

22

16

Газпромбанк

6,6

3

1,0

0,6

3

1

5

Банк «Кузнецкий»

0,0066

220

0,0028

0,001

49

19

32

 

Таким образом, несмотря на то, что банк «Кузнецкий» старается быть по-настоящему местным, ему, с его активами в 4600 раз меньшими, чем у Сбербанка, трудно тягаться с ним, как и с остальными крупными банками. Например, хотя у него чуть меньше допофисов, чем у Россельхозбанка в районах области, он проигрывает в конкуренции с ним, поскольку его активы в 545 меньше, и потому он не может проводить активную инвестиционную политику, сосредотачиваясь на депозитно-кредитных операциях для физических лиц.

И вообще, если по данным ЦБР на 01.05.2020, все банки страны располагают активами в сумме 103,025 трлн рублей, из которой 102,355 трлн рублей приходится на первые 200 банков, офисы которых располагаются в столице и крупных городах, трудно ожидать развитие экономики в регионах, подавляющее большинство которых являются дотационными. Но и из суммы 102,355 трлн рублей активов 200 банков, активы первых 5-ти самых крупных составляют 62,519 трлн рублей, у первых 20-ти банков - 86,075 трлн рублей, или 83,5% всех активов банковской системы. А на остальные 408 банков приходится только 16,28 трлн рублей (16,5%), а поэтому они просто не располагают нужными для развития страны инвестиционными капиталами. Впрочем, такого основного целеполагания – развивать экономику в регионах – у больших банков и нет. Пользуясь своим монопольным положением, они, если выражаться на банковском сленге, в основном «пылесосят» бизнес-местность, освобождая её от свободных денег, которые затем переправляются в столицу, конвертируются в валюту и оттуда выводятся за рубеж. А при падении курса рубля не использованную на инвестиции валюту обменивают на рубли, чтобы получить навар от роста курса доллара и евро. Иначе от чего бы это в кризис у предприятий прибыль падала, а у банков росла.

 Что делать. Я полагаю, что если такой перекос невозможно исправить, то следует подумать о том, как обратить его на пользу, сделав основным рычагом помощи #НовомуКурсу.

И для этого перейти от плана А к плану Б, для чего поменять стратегию денежно-кредитной политики от центрально ориентированной на региональную. Если априори считается негативным вывод капиталов за рубеж, то следует считать таковым и вывод денег из региона, которые там заработаны бизнесом и физическими лицами. Экономический кризис, вызванный пандемией, в России осложнён значительным падением стоимости нефти, в связи с чем банковские аналитики считают, что в результате этого ВВП в 2020 году сократится на 10%. И это надо использовать как самый весомый довод поменять стратегию, воспользоваться падением цен на энергоресурсы в мире как основанием и направить все накопленные инвестиционные ресурсы на развитие экономики, на импортозамещение.

А где это должно происходить? Конечно, не в столице, а в регионах, которые истосковались по восстановлению промышленного потенциала. В Пензе до начала перестройки было более 50-ти заводов, НИИ и КБ общесоюзного и республиканского значения, не считая такого же количества небольших предприятий, ныне из которых функционируют лишь пятая часть, да и то с численностью во много раз меньшей, чем раньше. Работу потеряли десятки тысяч квалифицированных инженеров и рабочих, которые чтобы выжить, вынуждены были перебиваться случайными заработками. А область потеряла вместе с кадрами те объёмы ВВП и бюджетных поступлений, которые можно было бы сохранить без кавалерийской атаки прихватизаторов.

Конкретно. Не надо опускать руки и сетовать - то, что случилось уже не вернёшь. Поэтому я предлагаю Партии дела и МЭФ, которые подняли наиважнейшую тему - #НовыйКурс – включить в свою программу как одно из главных мероприятий создание региональных банков развития. Такой местный банк, ориентированный на нужды региона, будет действовать гораздо эффективнее, чем представленные в регионе столичные банки. Можно ли сделать им банк Кузнецкий? Можно, только сначала надо создать региональный банк развития области, открыть его собственный, казначейский счёт, перевести на него бюджетные средства, которые сейчас на счетах ГУ ЦБ по Пензенской области, и уже тогда и банк Кузнецкий может влить свои активы в региональный банк, став его соучредителем. Это сразу выводит региональный банк на 26 строчку в списке банков Пензы, т.к. его активы увеличатся до 68 млрд рублей. Но и это не предел, если и другие банки, действующие в области, пожелают войти в состав его учредителей. Например, на 25 строчке находится Всероссийский Банк Развития Регионов (ВБРР), который на деле никаким развитием в регионах не занимается, а действует точно также, как и остальные московские банки. И почему бы ему не поменять стратегию в соответствии с его названием и сделать главным источником своей прибыли не эти операции, а от вложений в реальный сектор? Но в любом случае, чтобы не превалировали интересы частных банков, их суммарный вклад в активы регионального банка не должен превышать 50%.

Однако, если такой региональный банк будет выполнять точно такие же функции, что и существующие, т.е. «пылесосить» свободные денежные средства граждан и юрлиц, чтобы получать маржу на кредитно-депозитных, а не на инвестиционных операциях, изобретая всякие «финансовые продукты», экономическая ситуация в регионе кардинально не поменяется. А смысл организации такого банка только в том и состоит, чтобы резко поменять вектор на рост и развитие, и взять направление на #Новыйкурс. В чём он должен состоять, на мой взгляд? Во-первых, именно в этом банке должен быть казначейский счёт области, а не в ГУ ЦБ. И потому он должен именоваться как региональный бюджетно-казначейский банк развития (для Пензенской области его аббревиатура будет ПБКБР). Во-вторых, только через ПБКБР должны поступать в бюджет области налоговые платежи и прочие поступления, и только с него идти все платежи из бюджета и там фиксироваться его обязательства (государственный долг), т.е. такой банк получает исключительное право на выполнение операций с бюджетными средствами. В-третьих, через этот банк должна идти адресная помощь бизнесу и жителям, чтобы она не гуляла по частным коммерческим банкам. В-четвёртых, у ПБКБР (я беру для примера Пензенский банк) во всех районах, городах и сёлах области должны быть операционные кассы (операционные узлы). Ведь не секрет, что не только большие, но и маленькие банки считают нерентабельным содержать отделения в небольших населённых пунктах. И в этом случае ПБКБР должен открывать счета не только бюджетникам, но и всем МСП, а также лицевые счета самозанятым и всем гражданам, начиная с 14-ти лет с дебетовыми зарплатными картами.

Посмотрим, как изменится инвестиционный климат в области при наличии ПБКБР. Доходы бюджета Пензенской области на 2020 год запланированы в сумме 61,7 млрд, расходы – 61,4 млрд рублей, государственный долг области на 01.06.2020г составляет 21,05 млрд рублей. Но если половину этой суммы приходится на бюджетный кредит под 0,1%, т.е. практически бесплатно, то долг Сбербанку в сумме 11,0 млрд обойдётся области в 825 млн рублей (под 7,5%). И если сравнить эту сумму с затратами, которые планируются на «развитие промышленности в Пензенской области и повышение ее конкурентоспособности» согласно государственной программы на 2014 - 2022 годы, то на три оставшихся года планируется всего 68 млн рублей, причём год от года всё меньше и меньше:

2020 год – 32,4 млн. рублей;

2021 год – 22,2 млн рублей;

2022 год – 13,4 млн рублей;

Таким образом, если Сбербанк заработает на бюджете области 825 млн рублей, то что область получит, потратив всего 68 млн рублей? Практически ничего, это мизерная сумма, поскольку один обрабатывающий центр стоит порядка 15-20 млн рублей и выше. Поэтому не будет никакого «развития промышленности и повышения её конкурентоспособности», область станет лишь беднее. Но если будет свой, региональный банк с отделениями во всех районах области, и все деньги, не только бюджетные, но и работающих жителей области будут идти только через его операционные кассы, то на развитие промышленности можно будет тратить не десятки миллионов год, а десятки миллиардов. Сделаем несложный расчёт исходя из средних значений, предположив, что ПБКБР инвестирует в развитие промышленности 10 млрд рублей, что позволит трудоустроить 1000 человек с месячной зарплатой 40 тыс. рублей, а прибыль на вложение составит 15%. Тогда бюджет области за год получит: НДФЛ 85% от 13% – 1000х40х12х0,13х0,85= 53040 тыс. рублей; налог на имущество 2% - 10х0,02=0,2 млрд рублей; налог на прибыль 18% - 10х0,15х0,18= 0,27 млрд рублей. Итого: 53+200+270=523 млн рублей. На самом деле, эта сумма будет значительно больше, т.к. брались в расчёт только бюджетные деньги, а активы банка позволят, вероятно, инвестировать в развитие намного больше. Дело в том, что если зарплатный проект сменит сберовскую прописку и дебетовые карточки граждане будут иметь исключительно в региональном банке, его активы резко вырастут: по статистике 2019 года в области работало 375300 человек со средней зарплатой 36,9 тыс рублей. Следовательно, годовой финансовый поток будет: 375300х36,9х12=166182840 тыс или 166,2 млрд рублей.

ВЫВОД. С организацией регионального бюджетно-казначейского банка #НовыйКурс получит свою финансовую опору, которая позволит направлять на развитие региона значительно больше средств, чем сейчас. А граждане и бизнес, имея по сути свой источник денег, смогут кредитоваться под проценты, которые можно держать значительно ниже тех, которые предлагают Сбербанк и столичные банки, что приведёт к росту товарооборота в регионе и, следовательно, ВРП. При этом резко снизится уровень коррупции и корыстных преступлений, поскольку чисто технически безналичные расчётно-платёжные операции в региональном банке не позволят сделать «откат» с полученного госзаказа в пользу чиновника, т.к. на свою дебетовую карточку он может получать, как и другие граждане, только легальные доходы. Но главное, чтобы через этот банк шли все инвестиции, сжатые в один кулак, на развитие промышленности и сельского хозяйства в регионе.

Предлагаемый мной проект, безусловно, непростой для реализации, здесь всё определяет инициатива, что называется, с мест, а именно - от губернатора, чтобы не я, а он вышел с предложением в Правительство организовать в области бюджетно-казначейский банк. И на такое развитие событий можно вполне рассчитывать, если будет положительное заключение экспертов #НовогоКурса, с которым я и обращусь к нему, действующему или кандидатам, которые будут баллотироваться на выборы губернатора в сентябре. Им же нужны новые идеи, с которыми они могли бы предложить избирателям, и #НовыйКурс здесь им в помощь.  

27 июня 2020 года

 

Яндекс.Метрика